• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

О применении №44-ФЗ «О контрактной системе» в отношении установления заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке

О применении Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ  «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в отношении установления заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке.

В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан установить в документации о закупке требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкцию по ее заполнению, а при проведении запроса котировок – установить в извещении о проведении запроса котировок форму заявки на участие в запросе котировок.

При этом положения пункта 4 части 1 статьи 50, пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 3 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе устанавливают запрет на установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в закупке.

В соответствии  с частью 2 статьи 33 Закона  о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальное и (или) минимальные  значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Не установление заказчиком надлежащей  инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требований.

  1. В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой, по мнению ФАС России, целесообразно:
  1. указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержаться показатели, предусмотренные частью 2 статьи 33  Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
  2. определить в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участникам закупки с своих заявках ( в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
  3. определить в отношении каких именно показателей заказчиком установлены  значения, которые не могут изменяться,  и соответственно подлежат указанию участникам закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
  4. сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке ( в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениями, установленными Стандартами).
  1. В случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.

Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещения о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:

  1. Позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например – 5 единиц;
  2. Вводить участников в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок, как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.

 

  1. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участникам закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

 

Письмо ФАС России от 01.07.2016 №ИА/44536/16