Липецкое УФАС России: о ситуации на продовольственном рынке Липецкой области

 

        Липецкое управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС России) с целью определения развитости конкуренции на товарном рынке и выявления хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, провело анализы состояния конкурентной среды на продовольственных рынках: рынке молока и молочных продуктов, рынке хлеба, рынке яйца.
 
       Сырье (молоко) для молочной промышленности в Липецкой области производят 129 предприятий. Наибольшее количество молока производят ООО Агрофирма «Настюша Елец», ОАО «Русская АПК», ЗАО СХП «Мокрое», ЗАО «Агрофирма им. 15 лет Октября», ООО «Настюша Липецк», ООО «Введенское», ОАО «Агрофирма «Русь», ОАО «Агроном».
         Производство молока и молочной продукции на территории области осуществляют: филиал «Молочный Комбинат «ЛИПЕЦКИЙ»  ОАО «Компания ЮНИМИЛК» (ОАО «ЛипецкМолоко»), ОАО «ЛебедяньМолоко», ЗАО СХП «Дружба», ООО «Краснинский молзавод», ОАО «Долгоруковский молзавод», ООО «Краснинский молзавод», ОАО «Воловский маслодельный завод», ООО «Липецкий пищевой комбинат», ОАО «ЧаплыгинМолоко».
         По объему производства доминирующее положение на рынке молока и молочной продукции занимает ОАО «ЛипецкМолоко» (с 1 апреля 2008г. филиал «Молочный Комбинат «ЛИПЕЦКИЙ» ОАО «Компания ЮНИМИЛК») с долей 62,9%.  ОАО «ЛипецкМолоко» 28.11.96г. включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов. Как филиал «Молочный Комбинат «ЛИПЕЦКИЙ» ОАО «Компания ЮНИМИЛК» включен в Реестр 26 мая 2008г. Приказ № 81.
         Молоко и молочные продукты, производимые в Липецкой области, реализуются на территории области и вывозятся за ее пределы.
         Реализацию молочной продукции на территории области осуществляют 12 предприятий. Наибольший объем молочной продуктов реализует ООО «ЮниМилк» филиал «ЮниМилк – Липецк» - 56,7%. Из всей реализуемой Обществом продукции основную долю (74%) занимает молочная продукция филиала «Молочный Комбинат «ЛИПЕЦКИЙ» ОАО «Компания ЮНИМИЛК». ООО «ЮниМилк» филиал «ЮниМилк- Липецк» занимает доминирующее положение на рынке реализации молока и молочной продукции с долей 56,7%, в том числе по маслу сливочному – 65,6%, по цельномолочной продукции – 56,2%.
         Рынок молока и молочных продуктов относится к типу высококонцентрирован-ного. Высокая концентрация рынка определяется совокупной долей трех или четырех крупнейших субъектов, действующих на данном рынке. На липецком  рынке молока и молочных продуктов присутствуют продавцы из других регионов (г. Новохоперск, г. Воронеж и др.), однако доля их на рынке незначительна и составляет от 0,2% до 1,5%. 
         Таким образом, слабая включенность рынка в межрегиональный (международный) обмен усиливает концентрацию на рынке и увеличивает долю, занимаемую на нем местными продавцами (97,4%). В силу этого на рынке молока и молочной продукции по объему реализации наибольшим рыночным потенциалом, то есть возможностью оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара, обладает ООО «ЮниМилк» филиал «ЮниМилк – Липецк» - 56,7%.
         С целью осуществления контроля, предупреждения и пресечения злоупотребления доминирующим положением ООО «ЮниМилк» в лице филиала «ЮниМилк – Липецк» Приказом Липецкого УФАС России от 21.01.2008г. №1 включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 процентов, по позиции – оптовая торговля молочными продуктами,  в географических границах Липецкой области.
         Интегральным показателем рыночного потенциала хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке, является устанавливаемая им цена. Филиал «Молочный Комбинат «ЛИПЕЦКИЙ» ОАО «Компания ЮНИМИЛК» формирует отпускную цену производства  молока и молочных продуктов. Реализацию данной продукции осуществляет ООО «ЮниМилк» филиал «ЮниМилк – Липецк», он и устанавливает отпускную (оптовую) цену для покупателей.
         Основными покупателями молочной продукции являются федеральные и региональные торговые сети. Наиболее крупными хозяйствующими субъектами, осуществляющими розничную торговлю продовольственными товарами на территории г. Липецка и Липецкой области являются:
   1. Федеральные торговые сети:
      - Липецкий филиал ЗАО «Тандер»,
      - ОП ООО «Реал – Гипермаркет»,
      - ЗАО Торговый Дом «Перекресток»,
    2. Региональные торговые сети:
      - ООО «ЮЖНЫЙ» (сеть магазинов «Пятерочка»),
      - ООО «Копейка – Воронеж» (сеть магазинов «Копейка»),
      - филиал ЗАО «Корпорация «ГРИНН»,
   3. Местные сетевые магазины:
      - ООО «Торговый дом «Стимул» (сеть магазинов «Покупайка»),
      - ООО «Липка»,
      - ЧП Бадиков К.А. (сеть магазинов «Пролетарский»).
         ООО «ЮЖНЫЙ» (сеть «Пятерочка») осуществляет свою торговую деятельность на территории Липецкой области в двадцати универсамах экономического класса, в одном супермаркете и одном гипермаркете. ЗАО «ТД «Перекресток»  имеет на территории города один магазин формата гипермаркет и два  супермаркета. Данные хозяйствующие субъекты имеют одного учредителя «ПЕРЕКРЕСТОК ХОЛДИНГС ЛИМИТЕД» и входят в крупнейшую в России по объемам продаж продуктовую розничную компанию X5 Retail Group N.V.
                 Анализ, проведенный Липецким управлением,  показал, что рынок розничной торговли продовольственными товарами  г. Липецка характеризуется недостаточно развитой конкурентной средой и умеренным уровнем концентрации. Так как, доля группы лиц ООО «ЮЖНЫЙ» и ЗАО «ТД «Перекресток» в 2007 году составляла 42,4%, в 1-м квартале 2008 года 46,5%, а на долю других сетевых магазинов,  действующих в г. Липецке, приходится от 1 до 10%.
         На территории Липецкой области рынок розничной торговли продовольственными товарами относится к рынку с развитой конкурентной средой, или низкоконцентрированному типу. При этом доля компании X5 Retail Group N. V. в 2007 году составляла 16,3%, и только в 1-м квартале 2008 года она возросла до 18%. На территории Липецкой области в большей степени распространены небольшие магазины, ларьки, киоски и открытые рынки.
         Липецкое управление ФАС с 10.12.2007г. проводит еженедельный мониторинг:
         - цен на стадии производства молока и молочных продуктов,
          - закупочных цен молока у производителя,
          - цен реализации молока и молочной продукции в торговой сети (оптовая торговля),
          - наценок на молоко и молочную продукцию в розничной сети.
         По данным мониторинга с января по июнь 2008г закупочная цена сырого молока  ОАО «ЛебедяньМолоко» снизилась с 13 руб./л до 9 руб./л  (на 4 руб./л или на 30,8%), ОАО «Воловский маслозавод» - с 14,50 руб./л до 7 руб./л (на 7,50 руб./л или на 51,7%), ОАО «Долгоруковский молзавод» - с 14 руб./л до 10 руб./л  (на 4 руб./л или на 28,6%), ООО «ЧаплыгинМолоко» - с 12,73 руб./л до 9 руб./л  (на 3,73 руб./л или на 29,3%), ООО «Липецкий пищевой комбинат» - с 14,75 руб./л до 9,30 руб./л  (на 5,45 руб./л или на 36,9%), ЗАО СХП «Дружба» - с 14 руб./л до 9 руб./л  (на 5 руб./л или на 35,7%), филиал «Молочный Комбинат «ЛИПЕЦКИЙ» ОАО «Компания ЮНИМИЛК» - с 14,38 руб./л до 9,63 руб./л  (на 4,75 руб./л или на 34,9%).
           За период с января по июнь цены на молоко и молочные продукты снизили большинство производителей. Так цена на молоко 2,5% жирности в среднем снизилась на 11,5 – 13% (на 2 руб./л), цена на молоко 3,2% жирности снизилась на 11 - 17% (на 2,75 руб./л), цена на творог 18% жирности фас. 200гр. снизилась на 3 -10% (на 1,45 руб.), цена на творог 9% жирности фас. 200 гр. снизилась на 4 – 10%  (на 1,39 руб.). На масло сливочное фас. 200 гр. снизили цену ОАО «Воловский маслозавод» на 18,9% (на 6,54 руб.) и ООО «Липецкий пищевой комбинат» на 1,4% (на 0,35 руб.). Снижение цен производства молока и молочных продуктов произошло из-за  снижения цен на сырое молоко в среднем на 35,4% (на 4,90 руб./л).
         Розничная цена меняется в зависимости от применяемых торговых наценок каждым магазином индивидуально. За январь – июнь 2008г. в розничной сети торговые наценки на молочную продукцию не изменились, так в сети магазинов «Пятерочка» торговые наценки составляют 9,8 - 10%, в сети магазинов «Пролетарский» 10-12%, в сети магазинов «Магнит» 9-13%, в сети магазинов «Перекресток» 10- 20%.
 
         Хлеб и хлебобулочные изделий на территории области производят следующие хозяйствующие субъекты: ОАО «Липецкхлебмакаронпром», предприятия системы Облпотребсоюза: ПО «Хлебокомбинат» с. Волово, Данковский РПС, Добринское райпо, ПО «Доброе», ПО «Хлебокомбинат» с. Измалково, Краснинское райпо, Лебедянское райпо, Лев – Толстовское райпо, Липецкое райпо, ПО «Меркурий» с. Тербуны, Хлевенское райпо, Чаплыгинское райпо. Кроме того, хлеб производят множество мини – пекарен и цехов.
         По объему производства доминирующее положение на рынке хлеба и хлебобулочных изделий занимает ОАО «Липецкхлебмакаронпром» с долей 78,7%.
         ОАО «Липецкхлебмакаронпром» приказом № 91 от 28.11.96г. включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов, по виду продукции хлебобулочные изделия.
         Хлеб и хлебобулочные изделия, произведенные в Липецкой области, реализуются преимущественно на ее территории. Хлеб также завозится из Тульской и Орловской областей, однако их доля  на рынке незначительна.
         Рынок хлеба и хлебобулочных изделий характеризуется высокой степенью концентрации.
         Учитывая социальную значимость данного рынка, управление осуществляет ежеквартальный мониторинг цен реализации хлеба и хлебобулочных изделий.
         В настоящее время действующим законодательством не предусмотрено регулирование цен на хлеб и хлебобулочные изделия.
         Для всех потребителей хлеб и хлебобулочные изделия отпускаются с филиалов ОАО «Липецкхлебмакаронпром» по единой оптово–отпускной цене. Розничная надбавка устанавливается торговыми предприятиями самостоятельно. ОАО «Липецкхлебмакаронпром» имеет свою развитую торговую сеть и вырабатываемую продукцию продает с минимальной торговой надбавкой.
         С 15 июня 2008г. ОАО «Липецкхлебмакаронпром» повысил отпускные цены на низкорецептурые сорта хлеба на 3%, на остальные хлебобулочные изделия - на 4%, в том числе на батон нарезной из муки высшего сорта - на 3,4%.
         Отпускная цена на хлеб «Липовский», «Дачный» 0,67кг увеличилась с 9,55 руб. до 9,84 руб. (на 0,29 руб. или на 3%), на батон нарезной в/с 0,38кг с 11,4 руб. до 11,86 руб. за единицу развеса (на 0,46 руб. - 4%).
         Последнее повышение цен на хлеб и хлебобулочные изделия произошло 25 марта 2008г.
         Если в первом квартале 2008г. зерно закупалось на биржевых торгах по средней цене 7000 руб./т, то на свободном рынке в апреле – мае свыше 10 тыс. тонн зерна было закуплено по цене 9500 руб./т. Недостающий объем зерна до нового урожая (8 – 10 тыс. тонн) предполагается закупить по цене не ниже 8500 руб./т. По отношению к ситуации марта происходит удорожание зерна, а значит и муки.
         Кроме того, растут цены на автомобильное топливо,  и в конце  мая произошло повальное повышение цен на сырье: сахар, дрожжи, маргарины и жиры, транспортные и другие услуги.
         За 1 квартал 2008г. по производству  низкорецептурных сортов хлеба получены убытки, фактическая рентабельность составила - 2,3%.
 
         На территории Липецкой области производство яйца осуществляют два хозяйствующих субъекта: ОАО «СХП «Липецкптица» и ИП Ульянич В.А.
         На данном рынке доминирующее положение занимает ОАО «СХП «Липецкптица» с долей 82,9%.
         Яйцо реализуется в области, а также вывозится за ее пределы. Из других регионов яйцо в Липецкую область не завозится.
         Рынок яйца характеризуется высокой степенью концентрации. Конкурентная среда не развита. Для вхождения на рынок яйца потенциальных конкурентов существуют барьеры капитальных затрат или объемы первоначальных инвестиций. Данные барьеры возникают в том случае, если затраты на единицу продукции уже действующих продавцов ниже, чем у вновь входящих на рынок хозяйствующих субъектов. Так в октябре 2007г. затраты на производство 1 десятка яиц сложились в ОА СХП «Липецкптица» -26,82 руб., у ИП Ульянич В.А. – 23,60 руб.
         В соответствии с полномочиями и Федеральным законом от 26.07.2006 № 135 – ФЗ «О защите конкуренции» Липецкое управление ФАС России может осуществлять контроль ситуации на товарных рынках продуктов питания с целью выявления повышения цен, надбавок на основную группу продуктов питания. Контрольные мероприятия проводятся для выявления и пресечения фактов злоупотребления доминирующим положением хозяйствующих субъектов (ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции»), а также фактов возможного сговора или согласованных действий (как по вертикали, так и по горизонтали) между производителями и поставщиками продуктов питания в торговую сеть (ст.11 ФЗ «О защите конкуренции»). 
         В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135 – ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или между ними и  хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к повышению, снижению или  поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
         Учитывая, что срок действия соглашений, заключенных между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и хозяйствующими субъектами на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 10.11.2007г. № 769, истек 30 апреля 2008г., продление срока их действия может расцениваться как нарушение антимонопольного законодательства.
         Территориальным органам ФАС России письмом от 26.05.2008г. № ИА/12699 дано поручение о проведении контроля и выявления нарушений антимонопольного законодательства и принятии соответствующих мер антимонопольного реагирования.