Анализ рынка услуг розничной торговли продовольственными товарами в г. Липецке и Липецкой области в 2008 году и в 1 квартале 2009 года

Липецким УФАС России проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг розничной торговли продовольственными товарами в г. Липецке и Липецкой области в 2008 году и в 1 квартале 2009 года с целью изучения сложившихся особенностей.

В Липецкой области объем оборота розничной торговли за 2008г. составил 93,4 млрд. рублей, что на 17% больше уровня предыдущего года. Товарооборот на 86% формировался торговыми организациями и на 14% - розничными рынками и ярмарками. Оборот розничной торговли на душу населения в 2008 году составил 79,9 тыс. рублей.

Соотношение продовольственных и непродовольственных товаров в макроструктуре оборота розничной торговли составило соответственно 43% и 57% против 44% и 56% в 2007 году. Продовольственных товаров продано населению на 39,9 млрд. рублей, непродовольственных - на 53,5 млрд. рублей. В товарной массе это составляет 109% и 124% к уровню 2007 года.

Экономическая ситуация, сложившаяся в розничной торговле, по данным выборочного опроса руководителей (владельцев) организаций розничной торговли, остается стабильной. Большинство руководителей (72%) охарактеризовали ее как "удовлетворительную". Доля респондентов, рассматривающих сложившуюся экономическую ситуацию как "благоприятную", составила 24% всех опрошенных.

Прирост потребительских цен в декабре 2008г. по сравнению с декабрем 2007г. по Липецкой области составил 16%, что выше соответствующего показателя прошлого года (13,6%).

Продовольственные товары подорожали на 17,5%, непродовольственные - на 12,2%, платные услуги - на 19,5% (в декабре 2007г. соответственно на 19,1%, 8,5% и 13,4%). Среди наблюдаемых продовольственных товаров по сравнению с декабрем 2007г. наибольшее увеличение цен зарегистрировано на мясо, мясо птицы, колбасные изделия и копчености на 22-28%, мороженое и подсолнечное масло - на 26-28%, рыбные консервы, соль, общественное питание - на 28-37%, на мед - на 55%. Кроме того, выше общего изменения цен на продовольственные товары оставались темпы прироста цен на продукты переработки зерна. Так, мука стала дороже на 27%, макаронные изделия - на 24%, крупы и бобовые - на 32%, хлеб и хлебобулочные изделия на 16,8%. В то же время стали дешевле сыры - на 14%, овощи - на 12%.

Как и в других регионах на розничном рынке продовольственных товаров Липецкой области отмечается рост числа и расширение деятельности крупных предприятий розничной торговли, применяющих современную сетевую технологию («розничных сетей»). При этом в последние годы региональные сети приобретают мультиформатный характер, т.е. развивают свою деятельность как в формате крупных торговых точек – универсамов и супермаркетов, так и в формате небольших магазинов «шаговой» доступности, реализующих продовольственные товары повседневного спроса. Изменения структуры рынка имеют целый ряд следствий с точки зрения возможностей, способов и форм покупки продовольственных товаров населением, соотношения различных форм организации бизнеса в торговле. В частности, статистические данные свидетельствуют о негативной тенденции вытеснения малого бизнеса из традиционной для него сферы розничной торговли.

На территории города Липецка и Липецкой области услуги розничной торговли продовольственными товарами осуществляет большое количество крупных, средних организаций и малых предприятий розничной торговли. В общем объеме товарооборота розничной торговли продовольственными товарами участвуют как современные форматы (крупные и средние сетевые магазины и ритейл группы), так и открытые рынки, местные сетевые магазины, киоски и традиционные магазины «возле дома».

Наиболее крупными хозяйствующими субъектами, осуществляющими розничную торговлю продовольственными товарами на территории г. Липецка и Липецкой области в настоящее время являются следующие компании:

1. ООО «ЮЖНЫЙ» - владеет сетью магазинов повседневного спроса под вывеской «Пятёрочка» площадью от 300 до 3 000 кв.м и осуществляет свою деятельность в 19 универсамах экономического класса (дискаунтер), 15 из которых находятся на территории г. Липецка, а 4 магазина на территории Липецкой области. Ассортимент продукции состоит из быстрооборачиваемых товаров с минимальной торговой наценкой.

2. ЗАО Торговый Дом «Перекресток» - имеет сеть из 2 (двух) гипермаркетов, работающих под вывеской «Карусель», 7 (семи) супермаркетов на территории г. Липецка и 1 (одном) супермаркете на территории Липецкой области в г.Ельце, где более 70% ассортимента составляют продовольственные товары и товары повседневного спроса.

Данные хозяйствующие субъекты имеют одного учредителя «ПЕРЕКРЕСТОК ХОЛДИНГС ЛИМИТЕД» входят в крупнейшую в России по объемам продаж продуктовую розничную компанию X5 Retail Group N.V.

3. ООО «Тандем» образовано 15 апреля 2008 года, является правопреемником ООО «Торговый дом «Стимул». Сети магазинов торгующих под вывеской «Покупайка» расположены в г. Липецке и Липецкой области ( г. Елец, г. Лебедянь, г. Грязи). На территории г. Липецка действуют 13 магазинов формата «магазина у дома» и 5 магазинов действуют на территории Липецкой области, специализирующиеся на розничной торговле продовольственными товарами.

4. ЗАО «Корпорация «ГРИНН» - одной из ключевых сфер деятельности Корпорации «ГРИНН» является самая крупная в Черноземье сеть продовольственных гипермаркетов «ЛИНИЯ», география расположения - ЦФО. Магазины построены и работают в Белгороде, Старом Осколе, Белгородской области, Курске, Железногорске Курской области, два в Воронеже, Липецке, Липецкой области, Орле, Брянске, Тамбове, г. Губкин Белгородской области, Калуге.

5. ООО «Липка» - местное предприятие, владеет сетью магазинов повседневного спроса и осуществляет свою деятельность в 5 магазинах формата «супермаркет» и 1 «гипермаркете».

6. ООО «реал,-Гипермаркет» – российское подразделение немецкой сети гипермаркетов "real,-", одного из ведущих подразделений группы компаний METRO Group. METRO Group является крупнейшим в Европе торговым концерном. Компания представлена в 31 стране своими торговыми подразделениями Metro Cash&Carry, "real,-", Media Markt и Saturn, Galeria Kaufhof. Рейтинг METRO Group согласно Standard & Poor: BBB Стабильный.

7. Липецкий филиал ЗАО «Тандер» - представлен на территории Липецкой области 32 магазинами формата «дискаунтер» торгующих под вывеской «Магнит»: 14 из которых находятся в г. Липецке, а 18 — на территории Липецкой области (г. Лебедянь, г.Чаплыгин, г.Грязи, г.Елец, г. Данков, г.Усмань и пр.).

8. ИП Бадиков К.А., ИП Лисичкина Н.И. - местная сеть торговых предприятий, состоящая из 5 магазинов, находящихся в г.Липецке, торгующих под вывеской Торговый дом «ПРОЛЕТАРСКИЙ». Данные магазины тесно сотрудничают с местными производителями Липецкой области в области реализации продовольственных товаров.

9. ООО «Копейка-Воронеж» - представлено на территории Липецкой области 6 магазинами формата «магазины у дома» или универсамы экономического класса. В г.Липецке действуют 4 универсама, на территории Липецкой области 2 универсама (г. Грязи, г. Елец).

10. ООО «СПАР Липецк» - представлено на территории Липецкой области 2 супермаркетами, осуществляющие свою деятельность на территории г. Липецка. Сеть магазинов СПАР действует в г. Липецке с октября 2008 года. SPAR - это крупнейшая в мире сеть супермаркетов, состоящая почти из 13 700 магазинов, обслуживающих ежедневно более 9 миллионов покупателей, с товарооборотом свыше 27 миллиардов евро. SPAR - это уникальное добровольное объединение независимых оптовых и розничных торговцев в 33 странах мира под одним именем.

В соответствии с данными Территориального органа государственной статистики по Липецкой области, общий объем товарного рынка услуг розничной торговли продовольственными товарами в границах Липецкой области и оборот розничной торговли продовольственными товарами по г.Липецку по крупным и средним предприятиям и представлен в таблице 1:


Таблица 1


 

Период

 

Объем по Липецкой области, тыс.руб.

 

Объем по г.Липецку, тыс.руб.

 

1 квартал 2008 года

 

8 022 259

 

2 837 192

 

2 квартал 2008 года

 

9 430 249

 

3 022 554

 

3 квартал 2008 года

 

10 357 483

 

2 604 247

 

4 квартал 2008 года

 

12 049 801

 

2 991 934

 

ИТОГО ЗА 2008 ГОД

 

39 859 792

 

11 455 927

 

1 квартал 2009 года

 

10 164 973

 

3 245 006


Объем рынка розничной торговли продовольственными товарами на территории города Липецка определен как приблизительная оценка расчетным путем на основе средней величины оборота розничной торговли продовольственными товарами на душу населения в Липецкой области, что обусловлено отсутствием сводного статистического показателя по обороту розничной торговли продовольственными товарами по всему кругу субъектов в разрезе муниципальных образований.

Исходя из этих данных и численности населения города Липецка (по состоянию на 01.01.2009 — 502,5 тыс. человек), объем рынка розничной торговли продовольственными товарами в торговых точках Липецка всех форматов составил:

за 2008 год                  - 17 217 866,0 тыс.руб.

за 1 квартал 2009 года - 4 390 870,1 тыс.руб.


Наибольшую долю на рынке розничной торговли продовольственными товарами в г.Липецке занимает компания X5 Retail Group N.V. (сети магазинов «Пятёрочка», «Перекрёсток», «Карусель») и составила в 2008г. 33,6%, а в 1 квартале 2009г. - 33,1%. Наибольший потенциал в составе липецких торговых сетей занимает сеть магазинов «Покупайка» (ООО «Тандем) с долей объема товарооборота продовольственными товарами 7% в 2008 году и 8,7% в 1 квартале 2009года. На территории Липецкой области наибольшую долю также занимает компания X5 Retail Group N.V. (ООО «Южный», ЗАО ТД «Перекресток») - 15,9% в 2008 году и 15,4% в 1 квартале 2009 года.

Таким образом, доля форматов крупной и средней розничной торговли (торговых розничных сетей) на территории г. Липецка составляла 59,8% в 2008 году и уже 62,4% в 1 квартале 2009 года. В границах всей Липецкой области также выявлено усиление совокупной доли торговых розничных сетей с 33,6% в 2008году и 34,8 % в 1 квартале 2009 года. То есть, проявляется тенденция уменьшения доли небольших торговых точек (малого предпринимательства и продовольственных рынков), как сегмента розничного рынка торговли продовольственными товарами.


Рынок розничной торговли продовольственными товарами на территории г.Липецка относится к рынку с недостаточно развитой конкурентной средой и характеризуется умеренным уровнем концентрации, а на территории Липецкой области - относится к рынку с развитой конкурентной средой, или низкоконцентрированному типу.