О стратегиях развития конкуренции антимонопольного регулирования в РФ на период 2013-2024гг

Конкуренция - это основа поступательного развития страны. Она обеспечивает постоянное внедрение инновационных технологий, является главным движущим фактором эволюционного развития общества. Именно поэтому защита и развитие конкуренции является одним из главных приоритетов государственной политики.

Особенностью российской экономики является ее значительная зависимость от деятельности монополий в различных секторах производства. Такая специфика обусловлена преемственностью структуры экономических отношений, сложившихся в Советском Союзе.

Итак, состояние конкуренции в российской экономике - наиболее точный индикатор успешности рыночных преобразований, свободы экономической деятельности и равенства предприятий всех форм собственности.

В соответствии с обозначенными приоритетами государственной политики определена Миссия Федеральной антимонопольной службы: свобода конкуренции и эффективная защита предпринимательства ради будущего России.

Свободная конкуренция между участниками рынков стимулирует развитие новых технологий и поиск наиболее эффективных способов производства. Это приводит к повышению конкурентоспособности товаров и расширению выбора для потребителя. Исходя из этого, усилия ФАС России направлены на предотвращение и пресечение ограничивающих конкуренцию действий со стороны хозяйствующих субъектов, субъектов естественных монополий и органов власти.

К 2013 году в Российской Федерации сформирована современная правовая и организационная основа защиты и развития конкуренции: правовые институты защиты и развития конкуренции; взаимодействие антимонопольных органов, судов, объединений предпринимателей, профессиональных сообществ юристов и экономистов. Таким образом, создан действующий организационный механизм защиты конкуренции, позволяющий вырабатывать стандарты и практические требования антимонопольной политики в отношении важнейших товарных рынков Российской Федерации.

В целях совершенствования институтов защиты конкуренции и ее развития ФАС России разработана стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013-2024 гг. (Стратегия).

Стратегия учитывает рекомендации Комитета по конкуренции ОЭСР, а также предложения бизнес ассоциаций. Стратегия определяет 4 приоритета в деятельности службы:

1.Создание благоприятной институциональной и организационной среды для эффективной защиты и развития конкуренции;

2.Снижение административных барьеров, препятствующих развитию и свободному функционированию рынков;

3.Обеспечение недискриминационного доступа потребителей к услугам естественных монополий, формирование эффективных механизмов тарифообразования;

4.Создание условий для эффективной конкуренции при размещении государственного и муниципального заказа и реализации на торгах государственного имущества.

Работа ФАС России в рамках 1-го приоритета должна обеспечить создание благоприятных условий для развития конкуренции в ключевых отраслях экономики, повысить качества принимаемых антимонопольными органами решений, снизить количества нарушений антимонопольного законодательства за счет совершенствования Кодекса об административных правонарушениях, повысить качества контроля за слияниями и поглощениями при снижении административной нагрузки на бизнес.

Работа ФАС России в рамках 2- го приоритета должна обеспечить повышение эффективности деятельности государственных органов исполнительной власти, органов власти субъектов Российской Федерации, устранение избыточных административных барьеров ведения бизнеса, снижение количества нарушений со стороны органов государственной власти.

Поскольку уровень эффективности функционирования субъектов естественных монополий играет ключевую роль в создании благоприятных условий развития рынков, следовательно, ключевыми направлениями работы службы в рамках 3-го приоритета являются: 1) обеспечение недискриминационного доступа к инфраструктуре, товарам и услугам субъектов естественных монополий; 2) повышение доступности товаров, работ и услуг, предоставляемых субъектами естественных монополий; 3) внедрение рыночных принципов тарифообразования.

И наконец, реализация 4-го приоритета о размещении государственного заказа обеспечивает открытость и публичность процедур размещения заказов и привлечение широкого круга лиц для участия в них, открывает возможность для беспрепятственного участия в торгах, и, как следствие, имеет своим результатом эффективное расходование бюджетных средств. Вместе с тем, существует необходимость дальнейшего развития и совершенствования процедур размещения государственного заказа, оптимизации временных и материальных затрат на участие в торгах, расширения возможностей применения электронных форм размещения заказа.

Реализация рассмотренных направлений деятельности службы в рамках обозначенных приоритетов позволит существенно повысить качество антимонопольного регулирования в России, а также улучшить инвестиционный климат в Российской Федерации. Последовательное решение задач стратегии развития антимонопольного регулирования в Российской Федерации должно обеспечить создание условий для динамичного развития ключевых секторов экономики Российской Федерации, снижение административного давления на функционирование рынков со стороны органов государственной власти, повышение эффективности  функционирования  субъектов естественных монополий.

 

Пресс-служба Липецкого УФАС России

30.09.2013г