• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Выступление руководителя ФАС России Игоря Артемьева на заседании Госсовета

 
В.Путин: Спасибо.
 
Артемьев Игорь Юрьевич, пожалуйста,.
 
И.Артемьев: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые участники заседания Госсовета!
 
Александр Владимирович Бречалов рассказал о трёх уровнях формируемой в России системы поддержки конкуренции. Могу лишь заметить, что заложивший основы конкуренции в нашей стране Указ № 618 соответствующим подпунктом «о» пункта три требует назначения для регионов и для федеральных органов власти измеримых параметров.
 
Соответственно в связи с этим Правительство Российской Федерации разработало единую отраслевую программу развития конкуренции в нашей стране – это министерские программы, которые будут утверждаться Правительством.
 
Хотел бы доложить, что эта программа внесена в Правительство уже около двух недель назад, досрочно, и содержит программы всех министерств – от Минэнерго до Минздрава. Для регионов много раз делались попытки для того, чтобы сформулировать такие решаемые задачи. В частности, постановлением Правительства от 2009 года № 691 ставилась такая задача, распоряжением Правительства № 2529 от 2012 года, и, наконец, как, Владимир Владимирович, Вы сказали, в 2015 году распоряжением Правительства № 1738 утверждён стандарт развития конкуренции.
 
Как уже говорилось, существенных результатов, к сожалению, достигнуто не было. В связи с этим самая главная задача – сформулировать эти показатели. И хотел бы о них сказать более подробно.
 
Во-первых, для того чтобы это были те показатели, на которые губернаторы и органы местного самоуправления могли влиять, мы соответствующие методические подходы очистили от федеральных компаний, систем естественных монополий. И это будут те компании, которые находятся в ведении и возможностях губернаторов и органов местного самоуправления.
 
Кроме того, хотел бы сказать, что те методики, которые предполагаются в соответствии с предлагаемыми сегодня решениями, которые должны дать чёткие формулы подсчёта тех или иных цифровых показателей, должны вступить в силу 1 января следующего года.
 
Соответственно, следующие годы, 2019, 2020 и 2021 годы, будут периодами исполнения этих показателей, а методики должны быть утверждены Правительством Российской Федерации до 1 декабря сего года.
 
Ещё один очень важный момент: все регионы у нас очень разнообразны, поэтому из всего количества показателей, которых оказалось в результате и окажется 42, можно выбрать 80 процентов показателей. У кого-то нет портов, кто-то не может заниматься по понятным климатическим условиям аквакультурой, поэтому делается этот люфт. Вы сами выверите те 80 процентов показателей, которые являются для вас доступными.
 
Сами показатели начинаются в презентации. Я по ней буду идти и называть соответствующие слайды. Начинаем мы с социальной сферы. Впервые предлагается показатель в 10 процентов в самых таких серьёзных вопросах социальной сферы, как, например, рынок социальных услуг инвалидам и престарелым гражданам. Нужно достигнуть показателя в 10 процентов. И отдать, наверное, эти рабочие места и финансовые ресурсы прежде всего организациям так называемого третьего сектора, о чём уже говорилось сегодня.
 
Все хорошо знают, что инвалиды лучше всего помогают другим инвалидам, диабетики лучше всего знают, как помогать диабетикам. Это уже давно известная истина в мире, но, к сожалению, у нас в основном это всё финансируется из бюджета мимо этих организаций. Этим занимаются пресловутые ГУПы, МУПы и другие организации.
 
Или, скажем, рынок услуг розничной торговли лекарствами. Мы проводили большое аналитическое исследование для того, чтобы эти параметры сформулировать. Они являются такими средними по регионам: где-то может быть цифра 90 процентов, в одном из регионов, а у кого-то может быть ноль. Поэтому если возникает какая-то цифра в 20–30 процентов, как, скажем, в предыдущем случае, то это означает, что мы выбрали такой охранительный вариант всё-таки для регионов, достаточно осторожный.
 
Так вот, предлагается, чтобы все регионы достигли минимального, подчёркиваю – минимального показателя в 60 процентов. Повторяю, что есть регионы со 100 процентами, это речь идёт об аптеках, фармацевтическом обороте. Есть регионы, где опять же этим занимаются один-два ГУПа или просто даже вообще один ГУП.
 
Или, скажем, рынок медицинских услуг. Я хотел бы здесь небольшую поправку предложить вашему вниманию. У нас изложено в документах, что это 10 процентов от рынка обязательного медицинского страхования. Но после дополнительных консультаций, которые мы проводили уже до последних дней с уважаемыми губернаторами, стоит написать не про рынок ОМС, а всё-таки про весь рынок медицинских услуг. Это будет более правильно.
 
Если дальше мы обратимся к седьмому слайду, то мы увидим такие же реформы в образовании: попытка создания во многих регионах первых частных дошкольных образовательных учреждений, учреждений среднего образования, среднего специального образования, высшего образования и так далее. В частности, на рынке услуг отдыха и оздоровления детей тоже лучше, если будут не ГУПы, а в том числе на базе тех же пионерских лагерей, как это создано во многих уже регионах, чтобы это были частные организации.
 
Об агропромышленном комплексе. Уже много было решений Правительства о необходимости дополнительных усилий по получению независимости, прежде всего в отношении семенного фонда для нашего сельского хозяйства. Мы очень зависимы от огромных транснациональных корпораций.
 
Здесь необходимо развивать такие услуги на рынке племенного животноводства – 20 процентов, на рынке соответствующих лабораторных исследований для выдачи ветеринарных сопроводительных документов, на рынке семеноводства – здесь везде по 20 процентов. Это первые шаги, но этим, безусловно, надо заниматься.
 
Строительный комплекс. Здесь очень важно, что строительные объекты капитального вложения, предполагается, что самими частными подрядчиками будет исполняться примерно 80 процентов работ. Мы в большинстве своём живём в Москве, поэтому здесь частных компаний очень много, а во многих регионах это опять ГУПы, и это совсем неправильно в XXI веке.
 
Или, скажем, если говорить прямо о жилищном строительстве, то там примерно такая же картина и показатели тоже 80 процентов. В дорожном строительстве – это тоже 80 процентов. В архитектурно-строительном проектировании предлагается тоже 80 процентов, и в кадастровых землеустроительных работах тоже 80 процентов.
 
Это важные показатели, но здесь нужно сделать одну оговорку. У Москвы есть одна особенность, я имею в виду Федеральный закон «О реновации», который надо учесть. Соответствующий подсчёт этого коэффициента нужно будет производить без учёта этого закона.
 
Рыбохозяйственный комплекс. Наша продовольственная безопасность – вылов биоресурсов. Надо, чтобы именно российские подрядчики вылавливали 80 процентов биоресурсов в наших морях. Это действительно тоже имеет огромное значение для национальной безопасности. Надо иметь 80 процентов переработки последующей, потому что сегодня это значительно меньше.
 
Товарная аквакультура – 80 процентов.
 
И следующий элемент – это уже недропользования местного значения. Здесь тоже щебёнка, песок и другие общестроительные материалы должны передаваться российским компаниям, и таких частных компаний должно быть 80 процентов, что предлагается.
 
Жилищно-коммунальное хозяйство, теплоснабжение – 20 процентов.
 
Благоустройство городской среды, уборка территорий, клининг и так далее – 20 процентов.
 
Выполнение работ по содержанию жилого фонда. Здесь нужно будет чуть-чуть подработать формулировку, но тоже 20 процентов.
 
И, собственно, по коммунальным отходам тоже надо будет сделать небольшое замечание в этом варианте, но оставить ту же цифру – 20 процентов.
 
В электроснабжении. Купля-продажа электроэнергии – 50 процентов, иные конкурентные рынки в сфере энергетики – 30. Если брать такую сферу здесь же, как газоснабжение, то, например, поставка сжиженного газа в болонах для населения, что в основном селяне приобретают, – это 50 процентов.
 
Хотел бы отметить, что мы хотели ещё поставить такой же коэффициент в отношении обеспечения приборами учёта для газотранспортного оборудования, домового имеется в виду: это те счётчики, которые ставятся на входы в домах. Многие губернаторы обратили наше внимание на то, что делается врезка непосредственно в газовую трубу. Дело это очень ответственное. Если мы вовремя не заметим, что давление в газовой системе дома растёт, это может привести к соответствующим взрывам, поэтому этого показателя мы испугались и предлагаем сегодня на этом этапе снять.
 
Собственно, дальше транспорт, который имеет огромное значение для нашей страны. Предполагается, что социальные перевозки в соответствующих городах должны иметь не меньше, чем 20 процентов.
 
Опять же картина очень пёстрая: где-то, во многих регионах, уже 30, 50 и даже более процентов покупают частники, возят по сложным контрактам и в дождь, и в снег, и в грязь. Собственно, не возникает каких-то особых кризисных ситуаций. А есть регионы, где один «Пассажиравтотранс» на целый город или муниципальное образование, соответственно понятно, как это всё работает. Из бюджета не хватает денег для того, чтобы содержать всю эту организацию. Легковое такси, соответствующие услуги по перевозке пассажиров и багажа – 70 процентов и так далее.
 
В промышленности после приватизации, которая проводилась в отдельных отраслях, которые мы брали, в общем, показатели будут вам понятны: это лёгкая промышленность (70 процентов), и для строительства очень важные производства бетона и кирпича (тоже по 70 процентов), производство древесины (тоже 70 процентов). Это показатель для многих регионов. Нужно существенные усилия прилагать для того, чтобы этого достигнуть.
 
У нас всё более-менее неплохо в системе Интернета и информационных коммуникаций, но не везде. Поэтому 98 процентов услуг широкополосного доступа в сети Интернет должны оказывать, мы думаем, частные компании.
 
Мы думаем, что даже в таком трудном деле, как ритуальные услуги – у нас записаны «похоронные», но более правильно написать «ритуальные», – нужно, чтобы 20 процентов этих услуг оказывали частные компании.
 
Розничная продажа нефтепродуктов, я подчёркиваю – без федеральных компаний, о чём я уже говорил, – 90 процентов, рынок наружной рекламы – 100 процентов. Достижение этих показателей, конечно, приведёт к очень серьёзным возможностям для малого бизнеса, и мы предлагаем в дополнение к тем мерам, которые есть в законодательстве о госзакупках, добавить ещё такую важную вещь, как реестр видов работ, которые отдаются только малым компаниям.
 
Заборы красить должны в России только малые компании, осуществлять клининг или выворачивать лампочки тоже, наверное, они могут, и они прекрасно с этим справляются. Сегодня, к сожалению, во многом это не так.
 
Фонд поддержки малого бизнеса, уже упомянутый, провёл здесь очень большую работу и по поддержке, и по формированию реестра малых компаний. Но мы отмечаем, что дробятся большие компании и даже эти маленькие подряды пытаются подтянуть под себя.
 
Хотел бы буквально два слова сказать о самих органах власти, которые здесь широко представлены. Во-первых, Указ Президента требует от всех нас организовать так свою работу, чтобы за три года количество правонарушений в сфере конкуренции самих органов власти сократилось в два раза. А, как уже говорил Владимир Владимирович сегодня, 98 и более процентов – это региональные нарушения на сегодняшний день. И один из элементов этой работы – это превентивные меры.
 
Например, когда готовятся соответствующие акты на федеральном уровне, мы считаем, что в рамках оценки регулирующего воздействия, которое организует и проводит Министерство экономики, необходимо задавать вопрос, как влияет на конкуренцию тот или иной нормативный акт, чтобы потом не пришлось его отменять, таким образом, прерывать какую‑то работу и осуществлять дискриминацию компании по факту органами власти.
 
И, собственно, одна из последних тем, она достаточно новая для ФАС ‒ это так называемая тарифная дискриминация. Сегодня в одном и том же регионе в сопоставимых технологических условиях тариф может отличаться, например, для разных водоканалов больше чем в 10 раз. То же самое касается таких сфер, как водоотведение, электро- и теплоснабжение и так далее.
 
В каких условиях работают компании и живут граждане, если в соседнем районе в 10 раз выше тариф на 1 кубометр воды или, скажем, на 1 гигакалорию тепла? Сейчас подготовлены эталоны в Правительстве, для того чтобы выровнять эту ситуацию, эта работа сейчас завершена практически. Я могу сказать, что сейчас идёт выравнивание, и это очень важно.
 
Владимир Владимирович, Вы сказали о картелизации. Хочу сказать, что это примерно два процента ВВП сегодня. Картели сегодня действительно захлестнули экономику. Сейчас по Вашему поручению разработан специальный план борьбы с картелями, я думаю, что будут результаты.
 
Таким образом, завершая своё выступление, хотел бы сказать, что Конституция Российской Федерации (статьи 8 и 34), Указ Президента заложили фундаментальные основы развития конкуренции в нашей стране; 13 правительственных отраслевых актов, объединённые в один акт, будут приняты в ближайшее время и будут, по сути дела, серьёзными отраслевыми реформами по каждой отрасли.
 
Новый стандарт развития конкуренции и цифровые значения ‒ это большой и амбициозный план, который, собственно, и является в хорошем смысле национальным планом развития конкуренции в нашей стране.
 
В.Путин: Спасибо большое.
 
Фото: http://www.kremlin.ru
 
 
По информации ФАС России