Анатолий Голомолзин: Наиболее успешна проконкурентная тарифная политика на рынках телекоммуникаций нефти и нефтепродуктов

Актуальные вопросы антимонопольного и тарифного регулирования и контроля замглавы ФАС России осветил в ходе семинара «Актуальные вопросы тарифного регулирования», который состоялся 27 апреля 2018 года в Крыму

Заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин рассказал представителям территориальных управлений ФАС России и региональных тарифных органов о новой проконкурентной тарифной политике. Она направлена на: поэтапное устранение перекрестного субсидирования; перебалансировку тарифов, с применением индикаторов цен и затрат на рынках, сопоставимых с регулируемыми, и сопряженных с ними товарными рынками; отказ от принципа «затраты плюс» и через применение принципа «инфляция минус» переход к рыночным индикаторам; принятие решений о введении, изменении, прекращении регулирования и контроля на основе анализа рынка; «погружение в цифру» процедур принятия решений; запуск долгосрочной тарифной политики (с учетом жизненного цикла инфраструктуры, происходящих технологических сдвигов, перспективных изменений на рынках, устойчивого роста экономики); участие регулятора в формировании бизнес-модели текущей и инвестиционной деятельности; содействие проведению структурных преобразований; развитие коммерческой инфраструктуры, создание условий для входа на рынок новых участников и повышения эффективности деятельности существующих.

Проведение новой тарифной политики требует законодательного обеспечения. По мнению замглавы ФАС нужны поправки в Закон «О защите конкуренции» в части нового понятийного аппарата (субъект естественной монополии, потребитель, пользователь, инфраструктура), формулирования новых подходов к регулированию естественных монополий, включая принятие решений о введении, изменении и прекращении регулирования тарифов на основе анализа товарного рынка.

Готовящийся новый Закон «Об основах ценового регулирования», считает Анатолий Голомолзин, должен задать единые цели и принципы ценового (тарифного) регулирования естественных монополий; представить широкий набор методов тарифного регулирования с соответствующей последовательностью действий регулятора, регулируемых организаций и пользователей их услуг при подготовке, принятии и исполнении тарифных решений; установить все процессуальные процедуры и правила принятия тарифных решений. Он также считает, что отраслевые законы, отраслевые основы ценообразования, утверждаемые актами Правительства РФ, а также ведомственные акты по вопросам ценообразования должны быть приведены в соответствие с новыми редакциями закона «О защите конкуренции» и Закона «Об основах тарифного регулирования» и при этом они должны отражать особенности отраслевых товарных рынков.

Анатолий Голомолзин сделал обзор практики и направлений совершенствования тарифной и антимонопольной политики. Масштабная перебалансировка тарифов в электросвязи, применение гибких тарифов позволили свести к минимуму перекрестное субсидирование и создать условия для инвестирования и развития в фиксированной телефонии и в сопряженных сегментах новых конкурентных рынков связи и информационных технологий. Обсуждается вопрос дерегулирования тарифов на услуги фиксированной связи; рассматриваются дела по роумингу в отношении российских операторов связи; были рассмотрены дела в отношении крупнейших мировых цифровых гигантов, нарушающих российское антимонопольное законодательство. Указом президента РФ от 21.12.2017 о государственной конкурентной политике эти темы названы в качестве одних из наиболее актуальных и установлена необходимость закрепления в законе «О конкуренции» новых норм антимонопольного контроля для повышения эффективности правоприменения на глобальных цифровых рынках.

Замглавы ФАС рассказал, что долгосрочные тарифы на услуги по транспортировке нефти позволили успешно развить новые направления транспорта на Запад (БТС) и на Восток (ВСТО). А применение более десятка договорных тарифов Транснефти с нефтяными компаниями позволило гибко и эффективно реализовывать новые проекты. С развитием биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами Транснефть стала работать как оператор товарной поставки. В свою очередь это позволяет улучшать условия конкуренции на рынках нефти и нефтепродуктов в будущем. Готовится реализация еще одного из мероприятий указа президента РФ от 21.12.2017 - по дерегулированию трубопроводного транспорта нефтепродуктов.

Анатолий Голомолзин считает, что новая тарифная политика наиболее успешно реализуется на рынках телекоммуникаций и нефти и нефтепродуктов. Он также отметил, что проводится последовательная работа по повышению эффективности и принятию долгосрочных тарифных решений по транспортировке и распределению природного газа; развивается сегмент свободного ценообразования независимых газовых компаний; растут объемы биржевых торгов на рынках природного газа. Позитивные изменения в части дерегулирования, гибкого тарифного регулирования и принятия тарифных решений, ориентированных на привлечение инвестиций, произошли и происходят в сферах морских портов и аэропортов.

В сфере перевозок грузов Правительством РФ принято решение по долгосрочному тарифу на 2018 - 2025 годы и дано поручение уточнить модель рынка. Для стимулирования конкуренции необходимо создавать коммерческую инфраструктуру, сформировать систему торгов в регулярном грузовом сообщении. В энергетике вклад составляющей конкурентного механизма (цены на оптовом рынке на сутки вперед) в конечную цену находится на уровне лишь 20%, ниже, чем в других реформируемых сферах. Анатолий Голомолзин считает необходимым: отказаться от регулирования в сбыте; переходить на отбор конкурентной энергии не в местах ее производства, а в местах ее потребления (создав равные условия для ТЭЦ и распределенной генерации); включить потребителей и сети в механизмы долгосрочного отбора электрической мощности; развивать рынок интернета энергии в условиях смены технологической парадигмы.

По информации ФАС России