Очередной этап унификации тарифного регулирования

Правительство Российской Федерации 30 апреля утвердило новые правила рассмотрения тарифных споров и разногласий

Федеральными законами, регламентирующими вопросы тарифного регулирования в различных сферах, установлены полномочия ФАС России по принятию решений в отношении рассмотрения различных досудебных споров и разногласий по вопросам регулирования тарифов. Однако долгое время в законодательстве отсутствовала единая процедура рассмотрения тарифных споров и разногласий. Подзаконными актами устанавливались процедуры рассмотрения тарифных споров по отраслевому принципу. При этом указанные акты в ряде случаев даже для одного тарифного спора устанавливали разные сроки и процедуру их рассмотрения. Отсутствие единой процедуры рассмотрения споров между регулируемыми организациями и РЭКами приводило к проблемам правоприменения и существенно снижает качество федерального контроля за принимаемыми органами власти субъектов Российской Федерации тарифными решениями.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2018 года утверждены единые правила рассмотрения тарифных споров и разногласий. Правила рассмотрения досудебных споров и тарифных разногласий будут распространятся на такие сферы как тепло-, водо-, и электроснабжение, водоотведение, технологическое присоединение к электросетям и др.

Для рассмотрения спора одна из сторон должна подать заявление в ФАС России не позднее чем через три месяца после того, как она узнала или должна была узнать о нарушение своих прав. У антимонопольного ведомства есть 10 дней на принятие решения о рассмотрении дела или отказе заявителю в рассмотрении. Ранее, законодательством Российской Федерации были закреплены различные сроки рассмотрения досудебных споров и тарифных разногласий, которые составляли от 30 до 90 дней. Теперь срок рассмотрения всех споров ФАС России составит 90 дней.

Документом закреплены отдельные элементы процедуры, направленные на обеспечение максимально объективного и всестороннего рассмотрения досудебных споров в сфере тарифного регулирования. Рассмотрение споров будет осуществляться в присутствии заявителя и ответчика по досудебному спору, которые уведомляются о времени месте рассмотрения спора за 5 календарных дней до рассмотрения спора. Стороны до рассмотрения спора или в процессе рассмотрения спора имеют право заявлять ходатайства, давать объяснения, представлять документы и иную информацию, которая может иметь значение для рассмотрения спора.

В отличие от «правил предшественников» новым порядком закреплена возможность участия в рассмотрении досудебных споров федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сферах топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства или транспорта, в зависимости от предмета досудебного спора.

Стоит указать, что согласно принятому постановлению Правительства РФ стороны спора могут принимать участие в его рассмотрении.

По результатам рассмотрения досудебного спора антимонопольный орган принимает одно из следующих решений:

- об удовлетворении заявленных требований (полностью или частично);

- об отказе в удовлетворении заявленных требований.

При этом, новый порядок содержит норму о том, что в случае, если в ходе рассмотрения спора антимонопольный орган выявляет нарушения законодательства Российской Федерации о государственном регулирование тарифов (в том числе не связанные с требованиями заявителя), федеральный антимонопольный орган принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

«Реализация нового порядка рассмотрения тарифных споров и разногласий позволит обеспечить эффективную защиту прав участников тарифного регулирования, а также повысит качество федерального государственного контроля в сфере государственного регулирования тарифов», - заявил замглавы ФАС Сергей Пузыревский.

По инофрмации ФАС России