ФАС России разработала комплекс мер, направленный на повышение конкурентной торговли нефтепродуктами на внутреннем рынке

Действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено государственное регулирование цен на нефтепродукты. Цены должны формироваться на основе рыночного механизма конкуренции.

 

В настоящее время региональные сбытовые компании, входящие в вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНК), завышают оптовые цены на нефтепродукты для независимых АЗС, а также отказывают им в реализации топлива в связи с отсутствием свободных объемов. ВИНК имеют возможность в рамках группы лиц перераспределять доходы и затраты, в частности, с розничного звена на оптовое, а независимые конкуренты нет. Кроме того, в своей деятельности ВИНКи использует ряд схем реализации, а именно: реализация посредством цепочки перепродавцов, либо поставка на внутренний рынок идет только через дочерние структуры, которые в свою очередь устанавливают и поддерживают цены на монопольно высоком уровне.

 

По мнению Федеральной антимонопольной службы для стабилизации ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов требуется комплекс мер, направленных как на коррекцию поведения ВИНКов, так и на изменение фискальной политики, правил проведения биржевых торгов, а также принятие ряда нормативных актов.

 

В целях повышения предсказуемости и объективности механизмов ценообразования на рынках нефтепродуктов Российской Федерации ФАС России разработала проекты федеральных законов «О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты в Российской Федерации» и «Об обороте нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации», направленные в заинтересованные ведомства. На текущий момент законопроекты находятся в стадии согласования.

 

В законопроекте «О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты в Российской Федерации» предлагается использовать три базовых индекса рыночных цен:

1. Биржевые котировки на нефть и основные нефтепродукты (бензин, дизельное топливо, авиатопливо, мазут).

2. Внебиржевые цены на нефть и основные нефтепродукты.

3. Сопоставимые цены зарубежных рынков.

 

Ценовой арбитраж между перечисленными тремя индексами позволит ориентировать цены на нефтепродукты на рыночный уровень и не допускать их необоснованного роста.

 

Также ФАС России вышла с инициативой о внесении изменений налогового законодательства. Предложение предусматривает увеличение дифференциации налоговых ставок акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо в зависимости от класса топлива, что позволит стимулировать нефтеперерабатывающие компании к выпуску высококачественного топлива. Отказ от разового повышения акцизов на топливо в 2012 и 2013 годах, предусмотренного действующей редакцией налогового кодекса, с переходом на индексацию акцизов с темпом инфляции с коэффициентом 0,9 позволит избежать единовременного повышения стоимости автомобильного топлива на внутреннем рынке.

 

В связи со сложившейся ситуацией на внутреннем рынке нефтепродуктов для защиты прав мелкооптовых и розничных продавцов нефтепродуктов от противоправных действий ВИНК ФАС России приняла решение:

1) Направить предупредительные письма во все нефтяные компании о сложившейся ситуации на рынке нефтепродуктов и недопустимости нарушения антимонопольного законодательства, в том числе путем создания дискриминационных условий для независимых владельцев АЗС.

2) Осуществить внеплановые проверки нефтяных компаний и товарно-сырьевых бирж на предмет соблюдения нефтяными компаниями требования о выставлении на биржу объемов продажи каждого вида нефтепродуктов в определенном размере, а также осуществить проверку устанавливаемых цен в рамках биржевых торгов.

3) Подготовить поправки в КоАП в рамках «третьего антимонопольного пакета», направленные на установление санкций за отсутствие регистрации внебиржевых контрактов в размере 1 млн.рублей за 1 контракт.

4) Направить запросы в Минэнерго России и нефтяные компании о предоставлении плана вывода в ремонт мощностей НПЗ.

5) Осуществлять контроль за объемами нефтепродуктов, поставляемых нефтяными компаниями на внутренний рынок и экспорт, а также контроль системы резервирования нефтепродуктов и т.д.

 

Кроме того, ФАС России возьмет на особый контроль 76 дел территориальных органов ФАС России, которые уже возбуждены в отношении нефтяных компаний в регионах с начала 2011 года.