Около 19% всех нарушений антимонопольного законодательства составляют нарушения на рынках электро - и теплоэнергии

12 марта 2012 года в мультимедийном пресс-центре РИА Новости в г.Москве прошла 8-я ежегодная конференция «Риск-менеджемент в энергетике», на которой с докладом об угрозах для конкуренции на российском энергетическом рынке, а также с актуальными вопросами антимонопольного регулировании выступила заместитель начальника управления электроэнергетики Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) Елена Цышевская.

 

В своей презентации Елена Витальевна рассказала о наиболее часто встречающихся нарушениях в антимонопольном законодательстве на рынке электро- и теплоэнергеии. Так, в 2010 году антимонопольными органами рассмотрено 5643 заявлений от юридических и физических лиц о нарушении Федерального закона «О защите конкуренции» на рынках электро- и теплоэнергии. В 1-м полугодии 2011 г. таких заявлений было уже более 3000.

 

По словам Цышевской, по количеству выявленных нарушений рынки электро- и теплоэнергии занимают чуть ли не первое место, где наиболее распространенным является злоупотребление доминирующим положением на рынке.

 

Заместитель начальника управления электроэнергии рассказала: «В конце 2011 года был принят 3 антимонопольный пакет поправок, в котором значительная часть внесенных изменений касается также и нашей сферы работы».

 

В статью 25 Закона об электроэнергетике были внесены изменения, исключающие понятие «исключительного» положения хозяйствующего субъекта на оптовом рынке электрической энергии, введено понятие «манипулирование ценами на оптовом и розничных рынках электрической энергии», закреплена необходимость определения критериев существенного изменения цен на электрическую энергию и мощность (такой порядок должен быть установлен Правительством Российской Федерации).

 

В статью 6 Федерального закона от 26.03.2003 № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике» внесены изменения, в соответствии с которыми ФАС России наделяется целым рядом дополнительных полномочий.

 

Елена Витальевна поделилась с присутствующими об инновации в области пресечения нарушения антимонопольного законодательства. «Предупреждение – новый инструмент антимонопольного воздействия, направленный на устранение последствий правонарушения, а также причин и условий, способствовавших возникновению правонарушения, без возбуждения дела», - сказала Цышевская.

 

«Предупреждение выдается руководителем антимонопольного органа хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции», - объяснила представитель ФАС России. «При этом выявлением признаков нарушения следует считать все обстоятельства, влекущие возбуждение и рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства, предусмотренные частью 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции», - подчеркнула Цышевская.

 

Федеральная антимонопольная служба России