Андрей Цыганов: У меня есть мечта, чтобы Модельный закон о конкуренции в Таможенном союзе был лучшим в мире

«Модельный закон о конкуренции – это акт, который направлен, прежде всего, не на введение общих принципов и правил конкуренции. Он нацелен на то, чтобы предпринимателям России, Белоруссии и Казахстану легче было работать на территории друг друга, а проникновение экономик наших стран было более эффективным», – заявил заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) Андрей Цыганов во время выступления на Международной научно-практической конференции по обсуждению проекта Модельного закона в г. Новосибирске.

Одним из аспектов Модельного закона о конкуренции является запрет на антиконкурентные практики, которые приносят наибольший вред обществу и приводят к максимально негативным последствиям для конкуренции, а именно: злоупотребление доминирующим положением, картельное соглашение и монополизация рынка посредством слияний и поглощений.

Но, как отметил Андрей Цыганов, очень важно, что в Модельный закон кроме этого введен принцип допустимости действий и отдельных соглашений, если они имеют серьезный позитивный эффект. «Правоприменитель должен взвешивать как вред, так и пользу. Возможно, что те или иные действия, соглашения, на первый взгляд опасные для конкуренции, в результате могут привести к положительному эффекту, более важному и существенному, чем возможный вред».

Введение такого принципа имеет большое значение для инноваций и развития, потому что очень часто инновационные процессы невозможны в одиночку. В результате этого, хозяйствующие субъекты заключают разного рода соглашения, которые направлены на совместное проведение исследований, создание совместных предприятий и внедрение новых технологий.

Другим важным аспектом Модельного закона является контроль экономической концентрации – эффективный инструмент предупреждения о монополизации рынков. Однако заместитель руководителя ФАС России подчеркивает, что для инвестиционного климата и взаимопроникновения бизнесов на территории государств-членов ЕЭК, необходимо, чтобы система контроля экономической концентрации не создавала избыточную нагрузку на бизнес и антимонопольные органы стран.

Кроме того, Андрей Цыганов отмечает, что вопросы экономической концентрации не регулируются Соглашением о единых принципах и правилах конкуренции ЕЭП, оставаясь в сфере национального антимонопольного законодательства. Поэтому, с его точки зрения, одной из задач Модельного закона должно быть описание процедур контроля экономической концентрации, для того чтобы предприниматели могли действовать по прозрачным и унифицированным правилам.

Рассказывая о проекте Модельного закона о конкуренции, Андрей Цыганов особо выделил, что в качестве базы подготовки модельного закона о конкуренции приняты нормы российского антимонопольного законодательства. Это говорит о том, что российское законодательство соответствует лучшим международным стандартам.

В законе о конкуренции также нашли отражение лучшие практики зарубежных антимонопольных ведомств, которые направлены на предупреждение нарушений антимонопольного законодательства.

«У меня есть мечта, чтобы Модельный закон о конкуренции был лучшим в мире, чтобы он впитал в себя самые современные практики из разных уголков мира», – прокомментировал Андрей Цыганов.

 

По информации пресс-службы ФАС России

18.03.2013г