Итоги работы Липецкого УФАС за период 2012 и о перспективах на 2013г

28 февраля 2013 года в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ состоялась годовая отчетная Коллегия ФАС России. В отчетном мероприятии приняли участие представители всех ведомств антимонопольной службы РФ.

Основой деятельности антимонопольной службы является защита конкуренции. Отсюда вытекают  направления и обязанности  федерального антимонопольного ведомства, в частности,- Липецкого УФАС в нашем регионе.

Сферы Липецкого УФАС, как звена антимонопольной структуры:

  1. Антимонопольный контроль - №135-ФЗ от 26 июля 2006 «О защите конкуренции»;
  2. Контроль и отчетность: №147-ФЗ «О естественных монополиях»;
  3. Контроль рекламной деятельности (№38-ФЗ от 13.03.2006 «О рекламе»);
  4. Контроль размещения заказов (№94-ФЗ от 21.07.2005 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд);
  5. Контроль соблюдения №381-ФЗ от 28.12.2009 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности  в Российской Федерации»;
  6. Контроль соблюдения законодательства об энергетике (№ 36-ФЗ от 26.03.2003 «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые  законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике»);
  7. Контроль соблюдения норм N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства".

Эффективность работы Липецкого управления подтверждается стабильным ростом соответствующих показателей на протяжении ряда лет.

За отчетный период рассмотрено 167 заявлений по нарушению антимонопольного законодательства, возбуждено 149 дел, по 73 делам выданы предписания.

Так, практика выявления и пресечения нарушений №135-ФЗ «О защите конкуренции» в виде злоупотребления хозяйствующих субъектов доминирующим положением на рынке подтверждается цифрами, а именно: за отчетный период выявлено  31  нарушений ст. 10, выданы предупреждения, в частности, в отношении следующих хозяйствующих субъектов: ООО «ГЭСК», ОАО «Квадра», ОАО «ЛЭСК», ООО «Утиль», ООО «Агроснабсахар».

Управлением возбуждено и рассмотрено 5 дел, по результатам рассмотрения которых, были выданы предписания о перечислении в федеральный бюджет незаконно полученного дохода  на общую сумму 677,1 тыс. рублей. В частности, за нарушение в части установления для абонента не предусмотренных законодательством обязанностей по оплате услуг опломбировке мест присоединения прибора учета к сетям водоснабжения возбуждено дело в отношении ООО «Районная управляющая компания» (г. Данков) и выдано предписание о возмещении денежных средств в бюджет –161 493,87 рублей, ООО «Коммунальщик» (г. Усмань) предписано возместить в бюджет 55 543,72рублей, ООО «Водоканал» (г. Усмань)  за аналогичное нарушение обязан уплатить 305 375 рублей.

Продуктивная работа проведена по пресечению согласованных действий хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию. Так Липецким УФАС возбуждено антимонопольное дело в отношении хозяйствующих субъектов - ООО «Универсалстрой», ООО «Премьера»,  ООО «Рябинка» по вопросу согласованных действий при участии в открытых аукционах в электронной форме   которые привели к поддержанию цен на торгах. Арбитражным судом Липецкой области и Девятнадцатым Арбитражным апелляционным судом  решение Липецкого УФАС признано законным. Дело имеет прецедентное значение для Федеральной антимонопольной службы и ее территориальных органов, так как основным доказательством наличия согласованных действий хозяйствующих субъектов при участии в открытых аукционах в электронной форме стала модель группового поведения нарушителей, которая была успешно аргументирована Управлением ФАС России по Липецкой области в процессе рассмотрения дела в судах. Общая сумма штрафа за указанное нарушение составила  порядка 54 млн. рублей. Выявление антимонопольными органами подобных нарушений на торгах - это пресечении негативных эффектов для экономики государства, т.к. согласованные действия нарушителей приводят к ограничению конкуренции между участниками торгов и как следствие препятствуют эффективному расходованию бюджетных средств государства.

Заработали новые формы административных мер: предупреждение и предостережение.

Особо следует сказать о практике предупреждения. В 2012 году Липецким УФАС  была зафиксирована информация (публичное заявление) генерального директора ОАО «ЛГЭК» о планируемом поведении общества, размещенная на информационно-справочном портале. Исходя из заявления генерального директора ОАО «ЛГЭК» Общество переходит на прямые договора по оплате за потребленные энергоресурсы с населением, при этом из заявления следует, что заключение договоров не потребует от потребителей никаких специальных шагов. Однако, согласно действующему законодательству для перехода ОАО «ЛГЭК» на прямые договора по оплате за потребленные энергоресурсы с населением Обществу необходимо обеспечивать соблюдение прав и законных интересов потребителей и управляющих компаний города Липецка. На данное предостережение Липецкого УФАС России генеральный директор ОАО «ЛГЭК» сообщил, что названное предостережение принято к сведению и учтено в дальнейшей работе.

Касаемо контроля естественных монополий (в рамках №147-ФЗ «№ 147-ФЗ О естественных монополиях») за период 2012г проведена 51 проверка (2011г-35 проверок).

№147-ФЗ «О естественных монополиях»

Проведено проверок

Возбуждено дел

Выдано предписаний

2012

2011

 

2012

2011

2012

2011

 

51

35

31

40

20

37

 

 Реформы в сфере ЖКХ - злободневный материал для работы антимонопольной структуры. Так, в 2012г было возбуждено 8 антимонопольных дел о нарушении ОАО «МРСК Центра» в лице филиала ОАО «МРСК Центра» - «Липецкэнерго» ч. 1 ст. 10 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением и ущемлении интересов других лиц. Особая значимость данных дел состоит в том, что действия сетевой организации могли привести к нарушению прав и законных интересов не только ОАО «ЛЭСК», представляющего интересы граждан - потребителей в отношениях с сетевой организацией, но и других юридических лиц - потребителей электрической энергии.

 Отметим, что в 2012 году Липецким УФАС не принимались решения и не подавались иски в суд о принудительной реорганизации хозяйствующих субъектов, совмещающих виды деятельности в сфере электроэнергетики.

В 2012 году Липецкое УФАС в соответствии с №38-ФЗ «О рекламе» продолжило вести работу по  предупреждению, выявлению и пресечению нарушения физическими и юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе. Выявления нарушений рекламного законодательства проводились в форме контрольных мероприятий, как по собственной инициативе, так и по обращениям граждан и хозяйствующих субъектов. Специалисты управления регулярно анализировали печатные СМИ, просматривали рекламные блоки, выходящие на телеканалах, прослушивали радиорекламу на предмет выявления нарушений рекламного законодательства. Проводили выездные мероприятия по осмотру объектов наружной рекламы. Для учащихся старших классов были проведены открытые уроки на тему: «Полномочия Федеральной антимонопольной службы при осуществлении государственного надзора в сфере рекламы».

Пристальное внимание было отдано в 2012г недобросовестной и недостоверной рекламе товаров при дистанционном способе их продажи, рекламе о проведении стимулирующих мероприятий, рекламе алкогольной продукции, рекламе финансовых услуг.

По факту выявленных нарушений в сфере рекламного законодательства возбуждено 94 дела, из них в 92 случаях выданы предписания.

 

№38-ФЗ

2012

2011

 

Реклама

94

 

121

Административные дела

75

113

 По сравнению с предыдущим  отчетным периодом – 2011 годом,  общая сумма штрафа возросла при меньшем количестве возбужденных дел (2011год - 982,0 тыс. руб., 2012 год - 2904,0 тыс. руб.).

Период 2012г можно охарактеризовать серьезным потоком жалоб (280 зафиксированных обращений) на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при проведении процедур торгов.

№94-ФЗ

Поступило жалоб

Обоснованы

Проведено проверок

Выявлено нарушений по итогам рассмотрения жалоб, проверок

Выдано предписаний

Исполнено предписаний

2012

 

2011

2012

2011

2012

2011

2012

2011

2012

2011

2012

2011

 

280

 

213

102

55

84

70

240

138

117

77

117

76

 

В целях контроля размещения государственного и муниципального заказа и упреждения недобросовестной конкуренции, Липецким УФАС проведено 84 проверки.

№94-ФЗ

Кол-во постановлений о применении мер адм. ответственности

Сумма штрафных санкций

Сумма уплаченных штрафных санкций

2012

2011

 

2012

2011

2012

2011

 

42

15

778 000

182 000

480 500

 

466 000

           

Чрезвычайно щепетильные и одновременно четко прописанные законом условия  включения того или иного поставщика в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП) захватили 30 участников торгов.

№94-ФЗ

Обращения по включению в РНП

Включены в РНП (кол-во)

2012

2011

 

2012

2011

 

43

19

30

6

 

В рамках заседания итоговой Коллегии 28 февраля 2013 года главой Федеральной антимонопольной службы И. Ю. Артемьевым была представлена Стратегия развития антимонопольного регулирования на период с 2013 по 2024 года.

Главной задачей Стратегии - выход за пределы охранительной функции и переход к мероприятиям системного макроэкономического характера, которые должны привести к формированию про-конкурентного правового и институционального режима в российской экономике.

Любое начинание требует  компетентности, терпения, опыта и творческого подхода. Вопросы экономики и права, в частности, антимонопольного, на сегодняшний день самые неординарные и, пожалуй, преимущественно беспрецедентные. На состоявшемся итоговом заседании Коллегии Липецким УФАС были внесены предложения по усовершенствованию законодательных норм. Предлагаем их вашему вниманию:

  • Введение оплаты государственной пошлины за подачу жалобы, по нашему мнению, будет способствовать снижению количества необоснованных жалоб  при размещении государственных и муниципальных заказов;

 

  • Дополнить ч. 2 ст. 19 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» таким  основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков, как  расторжение государственного или муниципального контракта по соглашению сторон  в виду неисполнения либо ненадлежащего исполнения подрядчиком (поставщиком) принятых на себя обязательств по контракту. В силу ч. 2 ст. 452 ГК РФ требование о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение  расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок. В связи с этим, недобросовестный поставщик (подрядчик), получив предложение от заказчика  о расторжении государственного или муниципального контракта, соглашается с этим предложением и тем самым избегает для себя негативных последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков;

 

  • Предложения по изменению Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в сфере размещения государственного заказа: для впервые совершивших административные правонарушения, не повлекшие существенных нарушений общественных интересов, предусмотреть форму административного наказания "предупреждение".

 

Пресс-служба Липецкого УФАС России

21.03.2013г

 

Приложение №1

Сравнительная таблица итогов работы Липецкого УФАС 2011 и 2012гг

 

Сумма начисленных штрафных санкций

 

2012

2011

№135-ФЗ

2253,5 тыс. руб.

1300,0 тыс. руб.

+1,7

№38-ФЗ

2904,0 тыс. руб.

982,0 тыс. руб.

+2,9

№94-ФЗ

778,0 тыс. руб.

 

469,3 тыс. руб.

+1,6

 

Итого:

 

5935,5 тыс. руб.

 

2751,3 тыс. руб.

 

+2,1