Общий интерес — общая польза
закон и право Антимонопольная служба разъясняет
Общий интерес — общая польза
Владимир Петров
Одна из важнейших задач Федеральной антимонопольной службы — обеспечение конкурентной среды в отраслях экономики, использующих или реализующих ограниченные природные ресурсы — недра, водоемы, лес и так далее. О том, как трактует современное российское законодательство взаимоотношения собственников и государства в этих сферах, по просьбе редакции рассказывает и.о. руководителя Липецкого УФАС Людмила ЧЕРКАШИНА.
Водные ресурсы
Сегодня особую актуальность приобретает необходимость развития антимонопольного контроля за оборотом прав на использование водных ресурсов. Водное законодательство Российской Федерации помимо сохранения водных объектов и водных ресурсов призвано обеспечивать развитие экономики страны доступом к водным ресурсам пользователей всех форм собственности.
В соответствии со ст. 40 Водного кодекса запрещаются монополистическая деятельность и недобросовестная конкуренция водопользователей, в результате которых ущемляются или могут быть ущемлены права и законные интересы других водопользователей, а также иных физических и юридических лиц. Органам власти запрещается принимать нормативные правовые акты и решения, которые повлекут ограничение или устранение конкуренции, в том числе путем создания более благоприятных условий для деятельности одних водопользователей по сравнению с другими такими лицами.
Кроме того, Водный кодекс гарантирует равный доступ и прозрачное распределение прав на водопользование в тех случаях, когда речь идет о конкурентных видах деятельности. Так, в случае использования акватории в рекреационных целях (например, для создания платных пляжей) вся акватория не может быть передана одному лицу и не может в случае проведения аукциона быть выставлена на него единым лотом.
Правилами осуществления государственного контроля за экономической концентрацией в области использования водных объектов установлен уведомительный характер информирования антимонопольного органа о совершенных сделках, иных действиях по получению права пользования лицом (группой лиц) акваторией водного объекта площадью более чем сто тысяч квадратных метров, которая необходима и достаточна для осуществления хозяйствующим субъектом различных видов водопользования.
В результате реализации норм, установленных Правилами, антимонопольный орган будет обладать информацией об экономической концентрации прав пользования водными объектами и сможет применять меры антимонопольного реагирования к лицам (группе лиц), злоупотребляющим своим доминирующим положением при реализации таких прав.
Лес
Россия располагает четвертью мировых запасов леса, при этом российские леса являются государственной собственностью. Законодательной базой для урегулирования отношений в данной сфере является Лесной кодекс.
Монополистическая деятельность или недобросовестная конкуренция в сфере использования лесов запрещена. Согласно антимонопольным требованиям органам власти запрещается принимать нормативные акты или осуществлять согласованные действия, которые могут привести к ограничению или устранению конкуренции.
Лес в России нельзя купить, но можно арендовать сроком до 49 лет. Аренда лесных участков и купля-продажа лесных насаждений осуществляются посредством аукционов, что обеспечивает равный доступ предпринимателей к лесным ресурсам и помогает формировать в этой сфере конкурентные отношения. При этом порядок проведения таких аукционов прописан в Лесном кодексе. Помимо аукционов участки могут также отдаваться под приоритетные инвестпроекты.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «Об установлении максимального объема древесины, подлежащей заготовке лицом, группой лиц» максимальный объем древесины, который может заготавливать лицо или группа лиц, составляет не более 35 процентов от объема всех лесов на территории субъекта Российской Федерации.
Недра
России выгоден допуск зарубежных компаний на рынок разработки природных ресурсов. Приход нерезидентов в нашу страну обеспечит развитие территорий Восточной Сибири, Ямала, Республики Саха (Якутия) и Дальнего Востока, где расположены наиболее интересные для иностранцев недра. Кроме того, у международных корпораций в отличие от российских есть современные технологии добычи на шельфовых территориях. Определяет порядок допуска иностранных компаний к освоению стратегических российских месторождений Закон «О недрах».
Компании с иностранным контрольным пакетом допускаются к участию в аукционах по разработке стратегических месторождений по решению правительственной комиссии. Кроме того, нерезиденты могут участвовать в сделках с уже распределенными месторождениями. В этом случае, если приобретается 5 процентов участия в таком проекте, компания обязана уведомить ФАС, правительственную комиссию, а если приобретается 10 процентов и больше, то необходимо получить разрешение в этих органах.
Охота
1 апреля 2010 года вступил в силу Федеральный закон № 209-ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который направлен на упорядочение на федеральном уровне отношений, связанных с организацией охотничьей деятельности на территорий Российской Федерации.
Закон об охоте содержит ряд норм, направленных на совершенствование антимонопольного регулирования и развитие конкуренции на рынке охотничьих, услуг. Так, частью 1 статьи 10 закона об охоте не допускаются монополистическая деятельность и недобросовестная конкуренция в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
Закон об охоте определяет, что в каждом субъекте Российской Федерации должно быть не менее 20 процентов общедоступных охотничьих угодий, в которых физические лица имеют право свободно охотиться. Право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на основании соответствующих долгосрочных лицензий до дня вступления в силу закона об охоте, сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий. При этом такие долгосрочные лицензии не подлежат продлению.
Кроме того, закон об охоте не предусматривает приоритетного предоставления объектов животного мира, установленного ранее Федеральным законом «О животном мире».
В соответствии с законом об охоте земельные и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий предоставляются по охотхозяйственному соглашению, которое заключается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации с победителем аукциона на право заключения такого соглашения. Аукционы на все лесные, земельные и биоресурсы должны проводиться с использованием системы электронных торгов. Введение электронных аукционов сделает прозрачной процедуру их проведения и приведет к снижению уровня коррупции в отраслях.
С 1 января 2011 года новый общероссийский портал torgi.gov.ru, на котором будет размещена информация по всем торгам с региональным имуществом, а далее — по торгам на земли, недра, лесные участки, позволит любому желающему найти все аукционы по всей России.