Энергосбытовая компания перекачивает деньги липчан в оффшор?

ЛЭСК принадлежит частной фирме на Кипре.

Публикация LipetskMedia  от 19 апреля «Энергетики пытались оставить сокольцев без света»  вызвала большой общественный резонанс.  Региональное управление Федеральной антимонопольной службы  проанализировало имеющуюся в их распоряжении информацию и в середине мая возбудило против Липецкой энергогосбытовой компании дело о защите конкуренции. Реакция руководства «сбытов» последовала незамедлительно.

 - Задолженность «Свободного Сокола» перед гарантирующими поставщиками электроэнергии - ЛЭСК и ГЭСК - превышает 187 миллионов рублей. С руководителями завода неоднократно согласовывался гибкий график погашения долгов, но практически все договоренности топ-менеджеры предприятия нарушили, - заявила заместитель гендиректора ЛЭСК Ольга Рукина. - Завод потребляет электроэнергию фактически без оплаты, и, накапливая задолженность, ставит под сомнение надежную работу предприятий всего энергосетевого комплекса Липецкой области. Почему электростанции должны производить электроэнергию бесплатно, если менеджмент завода не может эффективно управлять производством? Подумайте сами, какой магазин согласится два года кормить покупателей в долг, без оплаты, за обещания. А энергетики сегодня кормят завод-должник.

 

По мнению Ольги Рукиной, «Самый эффективный способ принудить к погашению задолженности – отключить электроэнергию». Однако в этом комментарии заместителя гендиректора ЛЭСК далеко не вся правда.

- Через заводскую подстанцию запитан поселок сокольских металлургов. И если дернуть рубильник на предприятии, без света останутся тысячи жителей и такие объекты социального значения как больница, детские сады и школы, - рассказал LipetskMediaзаместитель директора Липецкэнерго по развитию и реализации услуг Александр Косолапов. – именно поэтому мы не стали обесточивать «Свободный Сокол». Нашу позицию поддержал и суд, и антимонопольная служба.

 

Но доводы руководства МРСК Центра и ФАС, а также судебные решения, судя по всему, не удовлетворили начальников сбытовой организации.

 - Есть способ независимого обеспечения электроэнергией нужд посёлка. Это строительство подстанции за пределами завода, - считает Ольга Ручкина. - Финансовые ресурсы для этих целей ежегодно формируются региональной властью в тарифах для потребителей… Ориентировочная стоимость возведения новой подстанции для обеспечения электроэнергией жителей сокольского посёлка составляет всего 180 миллионов.

При этом заместитель гендиректора «сбытов» обвиняет МРСК  Центра в том, что недавно построенные в Липецкой области подстанции «Университетская», «Манежная» и «Тербунский гончар» загружены всего на 0,5-3,0 процента.

Но Ольга Ручкина почему-то не акцентирует внимания на главном. Строительство подстанции на Соколе приведет к росту в Липецке коммунальных платежей, поскольку деньги на это будут заложены в тариф. Липчане заплатят не за новую мощность, а за дублирование уже существующей схемы электроснабжения с удобным для «сбытов» рубильником. Что касается «Университетской», «Манежной» и «Тербунского гончара», то их мощности в рамках действующих нормативных актов уже зарезервированы за будущими потребителями.

- Новые подстанции рассчитаны на перспективное строительство в Липецке и Тербунском районе. Уже сейчас ведется строительство жилых домов, объектов социальной сферы и предприятий, которые появятся в ближайшее время, - говорит замдиректора Липецкэнерго Александр Косолапов. – Возведение же ещё одной подстанции на Соколе – это выброшенные на ветер деньги. Руководству же энергосбытовых компаний скорее следует думать о том, как  взыскать долги с металлургического завода, а не будоражить население.

Кстати, заявления руководства сбытовой организации о необходимости обесточивания «Свободного сокола» породили в посёлке массу нелепых слухов. Люди боятся, что 188 миллионов долгов завода включат в тарифы, и эти деньги придется платить жителям.

Зачем Липецкой энергосбытовой компании нужно нагнетать обстановку и заявлять о строительстве второй подстанции на Соколе? Ответ на этот вопрос, по мнению LipetskMediа, прост. Его мы нашли, заглянув в список аффилированных лиц ОАО «Липецкая энергосбытовая компания».  Выяснилось, что ОАО «ЛЭСК», хоть и  именует себя «липецкой», но это совсем не липецкая и даже не российская фирма, а… кипрская.

По данным на 2 апреля 2013 года 90,75 процента акций Липецкой энергосбытовой компании принадлежат фирме Zefavel Trading Limited, зарегистрированной в кипрском городе Никосия. В той же Никосии, кстати, расположена и штаб-квартира Fletcher Group Holdings Limited Владимира Лисина, владеющей 85,54 процентами акций Новолипецкого металлургического комбината. И, видимо, не случайно руководители ЛЭСК частенько намекают о своей корпоративной солидарности с  НЛМК.

При чём тут Никоссия и попытки отключить «Свободный сокол» от электроэнергии? А при том, что ещё в конце прошлого года Владимир Путин устроил нагоняй российским энергетикам за то, что деньги они собирают с граждан России, а компании свои регистрируют в оффшорах, куда и утекает прибыль.

Устроенный президентом  разнос принес результаты. Министерство энергетики России начало лишать статуса гарантирующих поставщиков электроэнергии  те энергосбытовые компании,  которые имели банковские счета в офшорах и перекачивали туда «коммунальные платежи». Например, энергосбытовые компании ОАО «Энергострим» работавшие в Брянске, Иваново, Орле и Омске перестали быть гарантирующими поставщиками электроэнергии еще в марте этого года. Все они имели колоссальную дебиторскую задолженность и даже не думали ее погашать. При этом громогласно заявляли о том, что им все должны и  призывали местную власть  повысить коммунальные платежи, а деньги «качали» своим хозяевам в оффшор.

Очень похожая ситуация и в Липецке. «Свободный Сокол» должен сбытовой компании 188 миллионов рублей. Как их получить, чтобы хозяин из кипрского Zefavel Trading Limited остался доволен? Путей несколько…

Самый верный – судиться, накладывать арест на имущество предприятия, продавать его по частям и так, постепенно возвращать долг. Но процесс этот очень утомительный и может растянуться на несколько лет.

Второй  путь куда проще  - потребовать обесточить завод, а заодно и многотысячный поселок.

Третий -  добиваться возведения новой подстанции, заранее зная, что её проектирование и строительство приведут к повышению тарифов на электроэнергию в Липецке, из-за которых произойдет очередной скачок квартплаты.

Четвертый  - нагнетать нездоровую атмосферу среди населения, вызывать его недоверие к власти, надеясь, что руководство города и области дрогнет и найдет способ погасить долг предприятия перед энергетиками за счет бюджета. Но это тупиковый путь.

Но есть и пятый путь. Им пошли в Пензе, Курске, Омске и Твери, лишив аналогичные энергосбытовые компании статуса гарантирующих поставщиков электроэнергии, передав эти функции местным распределительным сетевым компаниям. В результате деньги перестали утекать в оффшоры, а работать с потребителями и погашениями их долгов начали сетевики. Логика есть. Кто обслуживает подстанции и линии электропередач, тот и должен деньги за свою работу получать, минуя посредников, зачастую зарегистрированных в оффшорах.

Быть может, нездоровая активность руководства сбытовой компании и вызвана обстоятельством, что его менеджеры оказались на распутье? И хозяина на Кипре обидеть боязно, и статуса гарантирующего поставщика лишиться страшно. В любом случае работы можно лишиться.