Александр Сешенов: «Мы защищаем бизнес и потребителей от недобросовестной конкуренции»

Руководитель антимонопольной службы региона подвел итоги работы ведомства за год

 

Извечный вопрос «Кто виноват?» в последнее время часто звучит в связи с ценовой политикой производителей различных товаров. Всегда ли рост цен вызван объективными экономическими причинами или в некоторых случаях имеет место сговор бизнесменов? Эту тему мы затронули с руководителем антимонопольной службы региона Александром Сешеновым в ходе обсуждения итогов работы УФАС по Липецкой области за прошлый год.

- Александр Алексеевич, скандалом №1 прошлого года стало резкое повышение цен на куриные яйца в Липецкой области. Что показало расследование, проведенное вашим ведомством? И, учитывая, что Пасха не за горами, хотелось бы узнать ваш прогноз: стоит ли нам ждать повторения прошлогодней ситуации этой весной?

- Хочу уточнить, что ажиотаж вокруг цен на куриные яйца в 2013 году был не только у нас, а практически во всех регионах Центральной России. Мы одни из первых в стране озаботились этой проблемой, начали проводить проверки и анализ финансовой деятельности производителей и продавцов этой продукции. Как показало расследование, рост цен был обусловлен рядом объективных экономических факторов и вполне оправдан. К такому же выводу пришли и наши коллеги из других регионов, не обнаружив никакого картельного сговора. Нам, правда, удалось добиться некоторого снижения средней цены, но корректировка не могла быть значительной, так как в целом ценообразование шло без нарушений действующего законодательства.

В этом году мы заранее решили взять ситуацию под контроль и разослали всем липецким производителям куриных яиц письма с просьбой предоставить прогноз отпускных цен на свою продукцию, которые сложатся накануне праздника. Судя по их ответам, никакого ажиотажного роста не предвидится – все изменения в рамках сезонных колебаний.

- То есть, вы гарантируете стабильность на рынке «пасхальной продукции»?

- Никто не может дать каких-либо гарантий в условиях рыночной экономики. Тем более что помимо производителей на формирование цены влияют и оптовики, и розница. Но я обещаю, что наша служба будет держать руку на пульсе событий и оперативно отреагирует в случае, если в результате ценового сговора будут нарушены права потребителей.

- Разве, так называемое, «сезонное» повышение цен не является результатом сговора? Или, может быть, приближение Пасхи как-то влияет на себестоимость яиц? А то, что цены на ГСМ каждый раз накануне посевной и уборочной одновременно на всех бензозаправках подскакивают, на ваш взгляд тоже экономически оправдано?

- Это рынок, где ценообразование диктуется не только себестоимостью, но спросом. Сезонные колебания обусловлены его гарантированным ростом. Зная, что продукция непременно будет реализована, продавцы повышают цены на какую-то разумную величину, позволяющую сохранить этот спрос. Спадает ажиотаж, и, соответственно, товар становится дешевле, так как конкуренция на рынке усиливается. Поэтому в данном случае говорить о ценовом сговоре нет оснований.

- А есть ли основания говорить о сговоре страховщиков? Наши читатели неоднократно жаловались, что в Липецкой области невозможно приобрести полис обязательного страхования автогражданской ответственности, не заключив при этом договор страхования жизни от несчастных случаев. В результате ОСАГО становится на тысячу рублей дороже.

- Доминирующее положение на рынке страхования в регионе официально занимает Липецкий филиал «Росгосстраха», поэтому правильнее было бы говорить о нарушении антимонопольного законодательства. Факты, о которых вы упомянули, действительно подтверждаются. В наш адрес также поступили многочисленные жалобы от клиентов «Росгосстраха» на то, что работники компании при заключении договора ОСАГО в принудительном порядке навязывали им покупку дополнительных страховок, которые должны реализовываться на добровольной основе. А в случае отказа автовладельцев от этих страховок представители «Росгосстраха» не подписывали договор ОСАГО. Эти жалобы дали нам основание для начала антимонопольного расследования. Липецкий УФАС также направил предупреждение филиалу «Росгосстрах» о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства, выражающегося в навязывании добровольного страхования. И уже получен ответ на наше обращение, в котором ООО «Росгосстрах» признает отдельные случаи злоупотребления в работе агентов и сотрудников компании. Нас уверяют, что руководство «Росгосстраха» провело совещание с подчиненными, указав им недопустимость нарушения норм действующего законодательства. Тем не менее, мы продолжаем держать ситуацию на особом контроле. В случае подобного ущемления страховщиками прав потребителей, юридическим лицам следует обращаться непосредственно в УФАС по Липецкой области, а физическим – в областное управление Роспотребнадзора.

- Сказались ли скандалы, о которых мы упомянули, на оценке работы регионального УФАС? Какие тенденции прослеживаются?

- На федеральном уровне наше управление на достаточно хорошем счету. Как видите, потребителей от нарушения антимонопольного законодательства мы защищаем достаточно успешно. Но это лишь малая часть нашей работы, которая направлена в том числе, и на защиту бизнеса от недобросовестной конкуренции, и на контроль за действиями органов местного самоуправления в сфере закупок и организации торгов. Что касается защиты бизнеса, судя по объему инвестиций в наш регион, чувствует он себя достаточно комфортно. А тенденцией прошлого года стал рост жалоб, связанных с размещением заказов для государственных и муниципальных нужд: если в 2012 году их было 280, то в 2013 – уже 340. И нарушений выявлено в два раза больше – 240, тогда как годом ранее их было 117. Поэтому рекомендую представителям органов власти чаще сверять свои действия с законом. А бизнес, наоборот, стремясь сохранить репутацию, стал более ответственным. Одна из основных проблем властей всех уровней – недобросовестность победителей торгов. Неоднократно было так, что выигрывая за счет демпинговых цен муниципальные контракты на торгах, бизнесмены потом откровенно халтурили. Поэтому наблюдается рост фирм, включенных в Реестр недобросовестных поставщиков. Если в 2012 году их было только 23, то в 2013 стало 30. Надеюсь, что в 2014 году закон о контрактной системе закупок придаст большую четкость этому процессу. И тогда претензий у населения за разбитые дороги, некачественный ремонт и прочее к местной власти, зачастую являющейся заложником недобросовестных исполнителей муниципальных контрактов, станет меньше.

Игорь Плахин