Реклама под ногами

Незаконный бизнес

Действительно, в России начался бум уличной рекламы на асфальте и тротуарной плитке. Новый вид бизнеса стал набирать обороты еще в 2010 году. Сначала в Москве, а вслед за ней и в других крупных российских городах. Понятно, что и Липецк не стал исключением.

На тротуарах рекламируется все что угодно: от услуг гадалок и стрижки собак до известнейших брендов, но самое неприятное — появляется и криминальная реклама, например, о продаже запрещенных курительных смесей или интимных услугах. При этом заказчики и исполнители чувствуют себя совершенно спокойно с точки зрения закона. Дело в том, что подобная реклама до сих пор никак не регулируется: она существует вне рамок правового поля. В законе «О рекламе» она попросту не упоминается. Соответственно, и за использование тротуаров никому платить не надо, и разрешения на то, чтобы это пространство заполнять всевозможными надписями, никто не выдает.

 

Однако всем понятно, что рекламой на асфальте и тротуарах коммерчески талантливые граждане зарабатывают деньги, налоги при этом государству не платят, да и добавляют работы коммунальным службам Липецка.

С рекламой под ногами липчан городские власти борются с переменным успехом. Еще в 2012 году подобная деятельность вроде была поставлена под запрет, но оказалось, что механизм борьбы с этим видом навязывания информации пока не продуман. Ведь уличить нарушителей сложно, а доказать, что надпись на асфальте была нанесена по заказу указанного адресата, невозможно. Но бороться с такой рекламой тоже пытались, например, с помощью автодозвонов, когда на указанный в объявлении телефонный номер каждые несколько минут звонил компьютер и предупреждал об административной ответственности за нарушения правил благоустройства Липецка.

Конечно, подобные пробелы в рекламном законодательстве выгодны участникам асфальтового творчества. Есть у этой медали и оборотная сторона: непонятно, кому должны предъявлять претензии потребители, если их обманет недобросовестная реклама под ногами, и как быть с сомнительными объявлениями, например, интимного характера. До сих пор реальных претензий со стороны властей, а также антимонопольной службы к рекламе под нашими ногами особо не наблюдалось. Возможно, потому, что контролирующие органы просто были застигнуты врасплох неожиданной популярностью такой рекламы и ее стремительным ростом. И вот, наконец-то, пришло понимание, что надо ставить барьер этой незаконной, но прибыльной деятельности. Именно этим можно объяснить внимание антимонопольщиков к рекламе на тротуарной плитке, появившейся недавно на Петровском спуске.

Смотрителя уличили
в бездействии

А события разворачивались так: липецким УФАС России было установлено, что на тротуарной плитке пешеходного тротуара каскадных фонтанов, расположенных на площади Ленина-Соборной в Липецке, повторно размещено изображение с логотипом «ДОМ. RU TV». Антимонопольщики посчитали, что бездействия МУ «Управление главного смотрителя города Липецка» по осуществлению контроля за восстановлением нарушенного благоустройства территории пешеходного тротуара, на котором размещено изображение с логотипом «ДОМ. RU TV», привели «к созданию реальной угрозы наступления негативных последствий для конкуренции, ограничению прав хозяйствующих субъектов на распространение информации о своей компании и характера оказываемых услуг, что противоречит Закону «О защите конкуренции». Комиссия Липецкого УФАС признала факт нарушения МУ «Управление главного смотрителя города Липецка», выразившегося в бездействиях по осуществлению контроля за восстановлением нарушенного благоустройства территории пешеходного тротуара каскадных фонтанов. Принимая во внимание, что в ходе рассмотрения дела, представителем Управления были представлены материалы, подтверждающие устранение спорного изображения, решено прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Итак, получается, Управлению главного смотрителя города Липецка антимонопольщики пока лишь погрозили пальчиком. Но в Управлении главного смотрителя, как рассказали журналисту «ЛГ», это вызвало недоумение. Во-первых, указанная реклама была убрана еще до обращения недовольных ею граждан, а во-вторых, Управление главного смотрителя не несет ответственность за несанкционированную рекламу, и нет у службы таких должностных обязанностей следить за рекламой, а есть обязанность заниматься благоустройством. А за рекламой и ее содержанием должны следить административные комиссии, находить и штрафовать недобросовестных рекламодателей.

 

Не смыть
и не замазать

С рекламой на асфальте пытались бороться на самом высоком уровне. На протяжении нескольких лет, начиная с 2011 года, законопроект о запрете размещения подобной рекламы вносит в Государственную Думу депутат Олег Михеев. Он предлагает штрафовать нарушителей на 200 тысяч рублей. Однако в прошлом году законопроект в очередной раз отклонили. В отзыве правительства сообщалось, что собственник дорожного покрытия вправе самостоятельно требовать возмещения ущерба от нанесения рекламы в соответствии с Гражданским кодексом. Вот и выходит, что запретить появление рекламы на асфальте сложно как с правовой, так и с практической точки зрения. Четкого закона, который бы запрещал рекламу на асфальте, на данный момент нет. Но уже сейчас, понимая, что противодействие со стороны властей рано или поздно может привести к ограничению такой рекламной деятельности, представители бизнеса продумывают ходы отступления. Если будет введен тотальный запрет на использование под рекламу тротуаров, то можно будет ограничиться территориями, находящимися в частных владениях, говорят они, — например, площадками вокруг АЗС и торговых центров. Правда, в этом случае придется договариваться с владельцами близлежащих участков на коммерческой основе, что приведет к удорожанию услуги.

Многие липчане имеют счастье лицезреть любовные признания на асфальте под окнами многоэтажных домов. И рекламщики уже смекнули, что можно будет сделать ставку на асфальтовые открытки на все случаи жизни: к дню рождения, свадьбе, 8 Марта. В конце концов, потенциальных рекламодателей всего 10-15 процентов населения, а желающих сделать приятный и оригинальный подарок ближнему — подавляющее большинство. Да и открытка такая, в отличие от рекламы, наносится в одном месте, а не по всему городу. Поэтому, возможно, в этом случае власти закроют глаза на проявление душевных чувств на тротуаре. Стало быть, рекламу под нашими ногами уже не смыть и не замазать.