Торг уместен

Сотрудники управления федеральной антимонопольной службы по Липецкой области предлагают расширить полномочия управления и департаментов по размещению госзаказа. Причина — нескончаемый поток жалоб на действия самостоятельных заказчиков при проведении госзакупок. Этой теме был посвящен брифинг руководителя регионального УФАС Александра Сешенова.


Он привел показательный пример. Недавно были перенесены торги по закупке уникального облучателя для областного онкологического диспансера. Произошло это из-за жалобы в региональное УФАС от двух поставщиков, от услуг которых отказался заказчик. Онкодиспансер заподозрил компании в том, что они предоставили недостоверные сведения об оборудовании стоимостью 218 миллионов рублей. Отвергнутые компании, тем не менее, смогли доказать уже специалистам антимонопольной службы, что произошло недоразумение. В результате, этих поставщиков допустили на торги. Аукцион из-за разбирательств перенесли. А могли бы и вовсе его закрыть, и тогда закупку техники, которая спасает жизни, отложили бы на неопределенное время. Облучатель приобретут, как и было запланировано, до декабря этого года.


— Подобных ситуаций происходит немало. Поводом для большинства жалоб, которые к нам направляют, оказываются небольшие недочеты или недоразумения, а вовсе не корыстное нарушение законодательства, — рассказал Александр Сешенов.


Он сообщил, что в ведомство с начала года поступило 150 жалоб на действия заказчиков. Чаще всего они касались сферы строительства и медицины. Причем треть из них — необоснованные. Остальные говорят о недостатках в оформлении документов. Эта тенденция существует не первый год, актуальна она и сегодня. Причина — в недостаточной компетенции заказчиков, считают в региональном УФАС.


По разграничению пол­номочий региональное управление госзакупок обслуживает только организации областного уровня. Остальные действуют самостоятельно, в том числе и онкодиспансер. Закупками здесь занимается заместитель главного врача по лечебной части — доктор, который должен следить, как лечат больных в его учреждении. Он же обязан еще и оформлять документы, искать поставщиков. Никто не спорит, что только сами медики знают, какое им требуется оборудование, поэтому выбор техники и лекарств должен оставаться за ними. Но было бы разумнее, чтобы с документами работали специалисты. В первую очередь, это позволит не отрывать профессионалов, в нашем случае врачей, от их основных обязанностей, считают в антимонополной службе.


Но главная беда — в неправильном составлении документов. В обычных учреждениях не редки ошибки, даже если ответственные за закупки берут за основу договоры, составленные специалистами управления госзакупок. Потому что из-за загруженности по основной работе они не в состоянии отследить все новшества в нормах и требованиях к оформлению бумаг. Законодательство меняется ежегодно, следовательно, и требования к проведению торгов. А ведь работа в сфере закупок требует не только специальных знаний. В региональном управлении госзакупок трудятся юристы, имеющие опыт ведения судебных дел, отслеживают также статистику судебных решений. Они лучше ориентируются в правовом пространстве и не допускают досадных недочетов. На них, кстати, и жалуются меньше. К тому же в сфере госзакупок действует немало заказчиков, которые стараются использовать каждый недочет в документах в своих интересах. Только серьезная организация может разговаривать с ними на равных.


В управлении ФАС по Липецкой области эти доводы считают достаточно вескими, чтобы попытаться исправить ситуацию. Его руководство предлагает расширить полномочия таких структур, как управление госзакупок, чтобы помочь организациям в проведении торгов. Соответствующее письмо направлено главе администрации Липецкой области Олегу Королёву. Только грамотные специалисты могут обеспечить законность при проведении торгов и сделок, считает Александр Сешенов.