Давайте жить дружно

 

 

 

 

Эксперт - антимонопольное законодательство // Александр Сешенов, руководитель Липецкого УФАС России

 

Давайте жить дружно

Благо народа - вот высший закон. (Цицерон)

/За соблюдением законодательства РФ следит довольно много ведомств. В том числе и Федеральная антимонопольная служба России, основными правовыми актами, соблюдение которых она контролирует, являются законы «О рекламе», «О защите конкуренции», «О естественных монополиях» и «О размещении заказов». Но этим сфера деятельности службы не ограничивается.

Актуальные проблемы в области нарушения законодательства журналист ЭН обсудил с руководителем Липецкого УФАС России Александром Алексеевичем СЕШЕНОВЫМ./

 

ЭН: Александр Алексеевич, вы вот уже 15 лет как работаете в антимонопольном ведомстве. Что изменилось за это время? Какая динамика произошла в сфере деятельности антимонопольной службы?

А.С.: Эта работа не может надоесть, здесь постоянно появляется что-то новое, и количество направлений нашей работы огромно. Иногда я в шутку говорю так: «Мы занимаемся всем - от мышей до высоких технологий». И вот почему. Была такая ситуация, когда очень выросло количество грызунов в городе. Администрацией тогда было принято решение провести ряд мероприятий по их срочному уничтожению. А мы тут же получили жалобу: на этом рынке работают 6 хозсубъектов. Они и задали вопрос: «Почему именно этому хозсубъекту отдали ведение работ без конкурсной основы, ведь мы тоже готовы их провести?» И в этом же году к нам стали поступать жалобы от разных операторов сотовой связи. Помните, наверное, как они в один момент стали все появляться в городе: «Липецк-Черноземье», «Билайн», затем стали и другие на этот рынок заходить - «МТС» и т.д. Так вот, они стали делить этот рынок, возникло огромное множество вопросов - так мы начали заниматься и высокими технологиями. Потому-то я и обозначаю диапазон деятельности антимонопольной службы как «от мышей до высоких технологий». Но и это не предел. Сегодня прибавились еще и сферы, связанные с социальной жизнью общества – образование, здравоохранение, торговля; с предприятиями энергетического комплекса – энергетике мы уделяем много времени и сил.

Вот буквально недавно занимались деятельностью, связанной с социальной сферой - цены на молоко. Это о Юнимилк. Компания успешно работает на рынке, но стала злоупотреблять своим положением. Сегодня дела эти находятся в судах. Первая инстанция, к сожалению, не в нашу пользу, но есть и апелляция, и кассация, и высший арбитражный суд. Так что, по всей видимости, мы еще долго будем с ними работать.

 

ЭН: Александр Алексеевич, сейчас довольно активно пользуются банковскими карточками. Но есть такой минус как комиссия за снятие наличных в банкомате чужого банка (а такой часто оказывается поблизости), о которой человека не уведомляют. И в итоге у него снимут сумму, практически равную сумме полученных наличных. Какая работа ведется антимонопольной службы в этом направлении?

А.С.: Действительно, проверки такие имеют место. Сегодня банкам предложено предупреждать пользователей о взимании комиссии. Если банк заинтересован в своих клиентах, в открытой и честной работе, то он будет это делать. Например, после того как человек вставит карточку в банкомат другого банка (не того, в котором у него карточка), на экране должна появиться надпись о том, что за эту операцию будет удержана такая-то сумма как комиссия. Тогда человек уже сам принимает решение, будет ли он снимать деньги в этом банкомате.

На данном этапе это остается на усмотрение самих банков. Со временем, я думаю, будут поставлены жесткие условия, и это станет обязательным.

 

ЭН: В СМИ достаточно много материалов посвящено проблеме ценообразования от производителя до конечного потребителя. В том числе и публикации о разбирательствах с антимонопольной службой некоторых компаний. Как бы Вы это прокомментировали?

А.С.: Проблема такая действительно существует и формирование цены от оптовика или производителя до конечного потребителя может пройти несколько этапов. На законодательном уровне на сегодня это не урегулировано никак. Всё зависит от конечного продавца, который может напрямую с производителем заключить договорные отношения о поставке того или иного товара, минуя посредников.

 

ЭН: Может ли такое быть, что до ритейлеров товар доходит с нормальными ценами, а с полок мы берем товар по завышенным в разы?

А.С.: В федеральных сетях (именно федеральных) договора по ценам по всей стране одинаковые. У представителей же на местах могут быть разногласия по этому поводу.

Как правило, местные производители заинтересованы именно в торговых сетях. Потому как они закупают огромные партии товара с гарантированным, казалось бы, сбытом, ведь закупается-то товар для всей сети в регионе в целом. Это же деньги и объемы. Следовательно, сети пользуются этим и берут за продвижение товара бонусы и дополнительные платы.

В других регионах наши коллеги занимались подобными вопросами, но суды были не нашей стороне. И всё-таки президиум высшего арбитражного суда высказался, что позиция антимонопольной службы заслуживает определенного внимания, что суды должны пересмотреть свое отношение. Сам процесс доказывания очень сложен: доказательная база включает в себя огромное количество документов (если вернуться к «Юнимилку», то мы запросили у них порядка 9 тыс. документов, которые еще и проанализировали), к тому же, она должна быть оформлена надлежащим образом, ведь можно и получить эти документы, но формально всё развалить. И факт останется недоказанным.

 

ЭН: В России много коммерческих вузов. Были разговоры, что антимонопольная служба предлагает страховать студентов от выдачи фальшивых дипломов и банкротства вузов. Есть ли это в планах?

А.С.: Есть. Сегодня уже сама жизнь подсказала, что этим надо заниматься. Помимо большой экономики, сложной экономики существуют и такие вот вещи, связанные с социальными делами, с образованием, в частности. Я думаю, что в перспективе этот вопрос будет проработан. Дело еще в том, что законодатель должен принять определенные решения, ведь не всё зависит от того, что мы ВИДИМ. Должно быть еще и законодательно принято решение. Раз его нет - мы посмотрели, а дальше что?

 

ЭН: Как часто в Липецке происходят нарушения именно в рекламе?

А.С.: Скажу так - довольно часто, и, по моему мнению, они носят системный характер. Обратимся к примеру финансовой деятельности. Вот есть банк, у него головной офис в Москве, где работает рекламный отдел. Он разработал определенный макет для баннера или плаката и др., считая креативным решением указание, например, при кредитовании на 15% годовых. А по закону «О рекламе», если говорится об одном условии какой-либо финансовой операции, влияющем на доходность, то должны обозначаться все условия, либо ни одно вообще. Здесь же помимо 15% годовых не указано ничего, а что там при досрочном расторжении договора, к примеру?! В договоре пунктов много. Говорят, что так они привлекают клиентов. Но ведь антимонопольная служба уже работала с другими банками по подобным нарушениям. Почему не зайти на сайт и не ознакомиться с делами, чтобы не допускать чужих ошибок? Там всё выложено, в том числе и график рассмотрения дел, и решения, принятые на рассмотрении. (Сайт Липецкого УФАС http://lipetsk.fas.gov.ru - ЭН). Поэтому я и говорю уже о сознательном нарушении закона.

Второй пример. Была у нас такая реклама, смысл которой таков: «Серега - лох, не там покупаешь дешевые душевые кабины». Дело по данному нарушению частным предпринимателем было проиграно. Сегодня появилась другая - стоит девушка, ну в общем-то видно только женские ноги, красивые спущенные трусики на них и керамическую плитку, указана скидка в 40% и надпись: «Наляжет, как миленькая». Вот если б я был женщиной и увидел бы подобное, я бы собрал митинг, подошел к магазину и сказал: «Либо вы снимете эту рекламу, либо мы сейчас вам заблокируем вход, и вообще работать не будете». Я считаю это оскорблением женщин.

Если уж говорим о креативе, то я так понимаю, это когда красиво, запоминаемо, зрелищно, когда есть новизна какая-то и оставляет приятное впечатление.

 

ЭН: В чем может быть причина таких ситуаций, когда, например, компания, размещающая по всей России одинаковые баннеры или плакаты, именно в Липецке сталкивается с проблемой их размещения из-за каких-то отступлений от закона о рекламе? У нас с этим строже?

А.С.: Закон прописан для всех одинаково. Просто в одном регионе считают, что данное направление надо отработать, а в другом - нет. Или просто в другое время будут его отрабатывать, а сейчас внимание переключено на другое…

К тому же, здесь надо учитывать масштаб города. Если сравнивать Липецк и Москву, то в столице, конечно, огромный объем рекламы, но и количество сотрудников соответственно больше, даже вне сравнения.

Ну представьте, в Липецке 91 печатное издание, 58 банков, представительств и филиалов банков, операционных столов. Если каждый из них в рекламе, то это уже 58 реклам. В нашем отделе, который к тому же занимается не только рекламой, но и недобросовестной конкуренцией, работает 5 человек. Весь этот массив проработать очень сложно, поэтому мы берем блоками: если это телевидение, запрашиваем информацию за год и просматриваем ее, анализируем, потом, например, берем радио, следом - наружную рекламу и так далее.

 

ЭН: В законе прописано, что звуковая реклама на транспорте запрещена, а что касается рекламы внутри транспорта - это нарушение?

А.С.: Положение звучит так: «Распространение звуковой рекламы с использованием транспортных средств, а также звуковое сопровождение рекламы, распространяемой с использованием транспортных средств, не допускается».

Помните, может, года два назад были автомобили такие «музыкальные» «Газели» со снятым кузовом и удлиненной базой. Сегодня законом это запрещено. Что же касается общественного транспорта, в отдельных автобусах установлены мониторы, которые первоначально тоже были со звуковым сопровождением. Мы это дело рассматривали, привлекли к ответственности, и сегодня звукового сопровождения нет, идет просто видеоряд. Но всё равно и от водителей, и от пассажиров есть жалобы. Ну, здесь уже должно ГАИ работать, влияет ли это на безопасность дорожного движения: у водителя над головой постоянно играет не реклама, а музыка, которая периодически повторяется. Наверное, человек устает, это же плюсом к тому, что он за работой и постоянно следит за движением.

С одной стороны, запретить можно всё, а с другой - хорошо ли это будет для бизнеса? Никогда перед собой антимонопольная служба не ставила задачу запретить. Для нас главное - чтобы хозяйствующие субъекты работали в рамках закона, чтобы соблюдалось конкурентное право, чтобы все были в равных условиях, чтобы бизнес развивался, налоги платились. Чтобы и власть, и главное - жители области и страны в целом были удовлетворены товарами, работами, услугами, предоставляемыми нашими бизнесменами.

 

ЭН: Возможно ли получить консультацию у представителей антимонопольной службы, если такая потребность возникнет у предпринимателя?

А.С.: Конечно, мы никогда и никому не отказывали в консультациях. Но мы можем только высказать свое мнение. Когда к нам обращаются, мы делаем запрос, нам оперативно отвечают, и ответ этот уже доводим до сведения обратившихся. Если к нам обращаются по рекламе, например, мы смотрим и говорим: «Здесь признаки нарушения мы видим, имейте в виду».

 

ЭН: Ваши личные пожелания как руководителя Липецкого УФАС нашим бизнесменам и предпринимателям?

А.С.: Ну, я уже не раз это говорил - давайте работать на благо Липецкой области и России. И, как говорил кот Леопольд - давайте жить дружно. Мы должны совместно решать задачи, стоящие перед обществом.