Степень ответственности и размеры штрафных санкций за нарушение законодательства в сфере рекламы

"Одной из сфер деятельности Федеральной антимонопольной службы является осуществление функций контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере рекламы. Расскажите о степени ответственности и размерах штрафных санкций?»

В.П. Курпатов

Отвечает Пятых Елена Валерьевна, государственный инспектор отдела рекламы и недобросовестной конкуренции Липецкого УФАС России.

 

Статья 14.3. Нарушение законодательства о рекламе

1. Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

2. Нарушение порядка прерывания рекламой теле- или радиопрограммы, теле- или радиопередачи либо совмещения рекламы с телепрограммой, превышение допустимого законодательством о рекламе объема рекламы в теле- или радиопрограммах, а равно распространение рекламы в теле- или радиопрограммах в дни траура, объявленные в Российской Федерации, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

3. Превышение допустимого законодательством о рекламе объема рекламы, распространяемой в периодических печатных изданиях, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до семи тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до ста тысяч рублей.

4. Прерывание рекламой при кино- и видеообслуживании демонстрации фильма, а также совмещение рекламы с демонстрацией фильма, религиозной телепередачи, телепередачи продолжительностью менее чем пятнадцать минут, трансляцией агитационных материалов, распространяемых в телепрограммах и телепередачах в соответствии с законодательством о выборах и референдумах, способом "бегущей строки" или иным способом ее наложения на кадр демонстрируемого фильма либо телепрограммы или телепередачи -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного в ст. 14.3, являются отношения в области рекламы. Виновный при этом нарушает нормы ГК, Закона о рекламе.

Объективная сторона правонарушения предусмотренного в ч. 1 ст. 14.3 состоит в том, что виновный:

1) осуществляет действия (бездействие) или деятельность нарушающие законодательство о рекламе. При этом он:

а) использует рекламу в целях дезинформации потребителей и любых иных лиц.

б) зачастую использует ложную информацию, что может выражаться в частности:

в недобросовестной рекламе. Она вводит потребителей в заблуждение относительно рекламируемых товаров (работ, услуг), либо посредством злоупотребления доверием граждан или недостатком у них опыта, знаний, в т.ч. в связи с отсутствием в рекламе части существенной информации;

в) распространяет ложную информацию относительно товаров (работ, услуг) и их изготовителей (исполнителей, продавцов).

2) отказывается от контррекламы (т.е. от опровержения ненадлежащей рекламы, распространяемой в целях ликвидации последствий ненадлежащей рекламы).

Части 2-4 ст. 14.3 были введены Законом N 380 от 28.12.09 и вступили в силу с 28.03.10. Объективная сторона АП предусмотренного в:

1) ч. 2 ст. 14.3 состоит в том, что виновный нарушает установленный порядок прерывания рекламой теле-, радиопередач (программ), либо нарушает установленный порядок их совмещения. Кроме того, объективная сторона данного АП охватывает случаи превышения допустимого объема рекламы, а равно случаи распространения рекламы по радио и телевидению в дни траура, объявленного на территории всей РФ;

2) ч. 3. ст. 14.3 состоит в том, что виновный превышает допустимый объем рекламы в периодических печатных изданиях (например, в газетах, журналах, бюллетенях и т.п.);

3) ч. 4 ст. 14.3 состоит в том, что виновный прерывает рекламой (допускает совмещение с рекламой) передачи, фильмы, трансляции и т.п. в случаях исчерпывающим образом перечисленных в самой ч. 4 любым способом (в т.ч. способом "бегущей строки) наложения рекламы на кадр фильма, программы, передачи.

Указанные АП могут быть совершены только в форме действий и считаются оконченными с момента начала прерывания (наложения, совмещения) рекламой.

Субъектами данных правонарушений могут быть граждане (только за совершение АП предусмотренного в ч. 1 ст. 14.3), а также должностные и юридические лица, являющиеся:

а) рекламодателями - источниками ложной информации;

б) рекламопроизводителями;

в) рекламораспространителями.

Субъективная сторона анализируемого правонарушения характеризуется либо прямым, либо косвенным умыслом.

По ст. 14.3 назначается лишь административный штраф.