Наиболее распространенные нарушения законодательства в рекламе алкогольных напитков

Уточните пожалуйста статистику нарушений законодательства в области рекламы алкогольных напитков? Какие нарушения Вы выделите как особо показательные?

Глушко Г.В.

 

Отвечает Береснев Игорь Александрович, специалист-эксперт отдела рекламы и недобросовестной конкуренции Липецкого УФАС России

За период с 1 января 2010 года по настоящее время было зарегистрировано 2 нарушения статьи 21 ФЗ «О рекламе».

Согласно ст. 21 ФЗ «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна:

1) содержать утверждение о том, что употребление алкогольной продукции имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха либо способствует улучшению физического или эмоционального состояния;

2) осуждать воздержание от употребления алкогольной продукции;

3) содержать утверждение о том, что алкогольная продукция безвредна или полезна для здоровья человека;

4) содержать упоминание о том, что употребление алкогольной продукции является одним из способов утоления жажды;

5) обращаться к несовершеннолетним;

6) использовать образы несовершеннолетних.

2. Реклама алкогольной продукции не должна размещаться:

1) на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов;

2) в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, аудио- и видеопродукции;

3) в теле- и радиопрограммах, при кино- и видеообслуживании;

4) на всех видах транспортных средств общего пользования;

5) с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их;

6) в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений;

7) в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе чем сто метров от таких сооружений.

3. Реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

4. Проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов алкогольной продукции, допускается только в организациях, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации о рекламе. При этом к участию в раздаче образцов алкогольной продукции запрещается привлекать несовершеннолетних, а также запрещается предлагать им такие образцы.

В принципе доля нарушений указанной статьи достаточно не велика, так как люди, продающие алкогольную продукцию тщательно готовятся, получают лицензии, разрешения. А также тщательно следят за своей деятельностью.

Хотя можно отметить они пока ещё существуют, около месяца назад комиссия Липецкого УФАС России приняла решение по делу ООО «Евро-Инвест». Данная организация на фасаде здания по ул. Неделина, д.61 в г. Липецке распространяла рекламу, в которой говорится: «продукты питания, спиртные напитки, продаем алкоголь круглосуточно...».

Очень показателен случай нарушения законодательства в сфере рекламы алкоголя во время проведения концерта А. Макаревича, когда в фойе центра культуры был размещён баннер с рекламой водки «Смак». Такая реклама нарушает сразу несколько норм ФЗ «О рекламе».

Статья 22 ФЗ «О рекламе» регулирует рекламу пива, данная статья содержит практически идентичный список ограничений при рекламе пива. В настоящий момент доля нарушения ст. 22 ФЗ «О рекламе» также относительно не велика, до настоящего моиента их было выявлено 5, но с каждым днём доля подобного рода нарушений возрастает. Самым распространённым нарушением указанной статьи является отсутствие предупреждения о вреде чрезмерного потребления пива и напитков, изготавливаемых на его основе, на рекламных конструкциях.

Предупреждение может иметь различные способы выражения и формулировки. Важно, чтобы смысл его не подвергался сомнению и не воспринимался двояко: много пить пива - вредно; но не "от чрезмерного потребления пива пользы не будет".

Также, запрещена реклама пива в «заповедных» для этого местах: в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений; в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе чем сто метров от таких сооружений.