Общий интерес — общая польза

 

 закон и право        Антимонопольная служба разъясняет


Общий интерес — общая польза

 Владимир Петров

Одна из важнейших задач Федеральной антимоно­польной службы — обеспечение конкурентной среды в отраслях экономики, использующих или реали­зующих ограниченные природные ресурсы — не­дра, водоемы, лес и так далее. О том, как трактует современное российское законодательство взаимоотношения собственников и государства в этих сферах, по просьбе редакции рассказывает и.о. руково­дителя Липецкого УФАС Людмила ЧЕРКАШИНА.

  Водные ресурсы

Сегодня особую акту­альность приобретает не­обходимость развития анти­монопольного контроля за оборотом прав на исполь­зование водных ресурсов. Водное законодательство Российской Федерации по­мимо сохранения водных объектов и водных ресурсов призвано обеспечивать развитие экономики страны доступом к водным ресурсам пользователей всех форм собственности.

В соответствии со ст. 40 Водного кодекса запрещаются монополистическая деятельность и недобросо­вестная конкуренция водопользователей, в результате которых ущемляются или могут быть ущемлены права и законные интересы других водопользователей, а также иных физических и юриди­ческих лиц. Органам власти запрещается принимать нор­мативные правовые акты и решения, которые повлекут ограничение или устранение конкуренции, в том числе путем создания более бла­гоприятных условий для деятельности одних водо­пользователей по сравнению с другими такими лицами.

Кроме того, Водный ко­декс гарантирует равный доступ и прозрачное распре­деление прав на водопользование в тех случаях, когда речь идет о конкурентных видах деятельности. Так, в случае использования ак­ватории в рекреационных целях (например, для соз­дания платных пляжей) вся акватория не может быть передана одному лицу и не может в случае проведения аукциона быть выставлена на него единым лотом.

Правилами осуществле­ния государственного кон­троля за экономической концентрацией в области использования водных объ­ектов установлен уведоми­тельный характер инфор­мирования антимонополь­ного органа о совершенных сделках, иных действиях по получению права пользования лицом (группой лиц) акваторией водного объекта площадью более чем сто тысяч квадратных метров, которая необходима и до­статочна для осуществления хозяйствующим субъектом различных видов водопользования.

В результате реализации норм, установленных Правилами, антимонопольный орган будет обладать инфор­мацией об экономической концентрации прав пользо­вания водными объектами и сможет применять меры антимонопольного реагиро­вания к лицам (группе лиц), злоупотребляющим своим доминирующим положением при реализации таких прав.

 Лес

Россия располагает чет­вертью мировых запасов ле­са, при этом российские леса являются государственной собственностью. Законода­тельной базой для урегули­рования отношений в дан­ной сфере является Лесной кодекс.

Монополистическая деятельность или недобросовестная конкуренция в сфере использования лесов запрещена. Согласно анти­монопольным требованиям органам власти запреща­ется принимать норматив­ные акты или осуществлять согласованные действия, которые могут привести к ограничению или устране­нию конкуренции.

Лес в России нельзя ку­пить, но можно арендовать сроком до 49 лет. Аренда лесных участков и купля-продажа лесных насажде­ний осуществляются по­средством аукционов, что обеспечивает равный доступ предпринимателей к лесным ресурсам и помогает форми­ровать в этой сфере конку­рентные отношения. При этом порядок проведения таких аукционов прописан в Лесном кодексе. Помимо аукционов участки могут также отдаваться под при­оритетные инвестпроекты.

В соответствии с поста­новлением Правительства Российской Федерации «Об установлении максималь­ного объема древесины, под­лежащей заготовке лицом, группой лиц» максималь­ный объем древесины, ко­торый может заготавливать лицо или группа лиц, состав­ляет не более 35 процентов от объема всех лесов на терри­тории субъекта Российской Федерации.

 Недра

России выгоден допуск зарубежных компаний на рынок разработки природ­ных ресурсов. Приход нере­зидентов в нашу страну обе­спечит развитие территорий Восточной Сибири, Ямала, Республики Саха (Якутия) и Дальнего Востока, где рас­положены наиболее интерес­ные для иностранцев недра. Кроме того, у международ­ных корпораций в отличие от российских есть совре­менные технологии добычи на шельфовых территориях. Определяет порядок допуска иностранных компаний к освоению стратегических российских месторождений Закон «О недрах».

Компании с иностран­ным контрольным пакетом допускаются к участию в аукционах по разработке стратегических месторожде­ний по решению правитель­ственной комиссии. Кроме того, нерезиденты могут участвовать в сделках с уже распределенными месторождениями. В этом случае, если приобретается 5 процентов участия в таком проекте, компания обязана уведомить ФАС, правительственную комиссию, а если приобрета­ется 10 процентов и больше, то необходимо получить раз­решение в этих органах.

 Охота

1 апреля 2010 года всту­пил в силу Федеральный за­кон № 209-ФЗ «Об охоте и со­хранении охотничьих ресур­сов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федера­ции», который направлен на упорядочение на феде­ральном уровне отношений, связанных с организацией охотничьей деятельности на территорий Российской Федерации.

Закон об охоте содержит ряд норм, направленных на совершенствование антимо­нопольного регулирования и развитие конкуренции на рынке охотничьих, услуг. Так, частью 1 статьи 10 за­кона об охоте не допускаются монополистическая деятель­ность и недобросовестная конкуренция в области охо­ты и сохранения охотничьих ресурсов.

Закон об охоте опреде­ляет, что в каждом субъек­те Российской Федерации должно быть не менее 20 процентов общедоступных охотничьих угодий, в кото­рых физические лица имеют право свободно охотиться. Право долгосрочного поль­зования животным миром, которое возникло у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на основании соответствующих долгосрочных лицензий до дня вступления в силу за­кона об охоте, сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий. При этом такие долгосрочные лицензии не подлежат прод­лению.

Кроме того, закон об охоте не предусматривает приоритетного предостав­ления объектов животного мира, установленного ранее Федеральным законом «О животном мире».

В соответствии с законом об охоте земельные и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в гра­ницах охотничьих угодий предоставляются по охотхозяйственному соглашению, которое заключается орга­ном исполнительной власти субъекта Российской Феде­рации с победителем аук­циона на право заключения такого соглашения. Аукцио­ны на все лесные, земельные и биоресурсы должны прово­диться с использованием си­стемы электронных торгов. Введение электронных аукционов сделает прозрачной процедуру их проведения и приведет к снижению уровня коррупции в отраслях.

С 1 января 2011 года но­вый общероссийский портал torgi.gov.ru, на котором будет размещена инфор­мация по всем торгам с ре­гиональным имуществом, а далее — по торгам на земли, недра, лесные участки, по­зволит любому желающему найти все аукционы по всей России.