Картельный сговор: что это за явление и как с ним бороться

Вопрос: «В статье одной из центральных газет о деятельности ФАС России встретила выражение «картельный сговор». Что это за явление и как с ним бороться?»                                                                                     Попова Ю.Л.

Отвечает Маргиев Роман Борисович, главный государственный инспектор отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках Липецкого УФАС России.

Под «картельным сговором» или как его ещё называют картель следует понимать совершение двумя и более хозяйствующими субъектами действий по нарушению запретов, установленных частями 1 и 2 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции». Картели представляют опасность для экономики государства и общества. «Картельный сговор» возможен как путём заключения соглашения, в том числе тайного, между хозяйствующими субъектами, так и путём совершения согласованных действий хозяйствующими субъектами. Соглашение — это достигнутая между двумя и более хозяйствующими субъектами договорённость о координации тех или иных аспектов предпринимательской деятельности, а согласованные действия — это скоординированные, согласно достигнутой договорённости, действия хозяйствующих субъектов, результатом которых является (может являться) ограничение конкуренции на соответствующем товарном рынке. При этом, «картельный сговор» возможен только на одном и том же товарном рынке. Картели осуществляются предприятиями на групповой основе, представляют собой негласный сговор между юридически независимыми предприятиями (как правило, конкурентами) с целью получения монопольной прибыли посредством устранения или ограничения конкуренции на рынке. Установление законодательством запретов на антиконкурентные картельные соглашения и действия вполне обосновано, поскольку они отрицательно сказываются на экономическом развитии, приводя к росту цен, способны существенно ограничить производство и сдерживанию инноваций. Так, например, фиксация цен всеми хозяйствующими субъектами на товарном рынке приводит к ликвидации ценовой конкуренции и не позволяет действовать рыночным механизмам спроса и предложения.

Картельные соглашения особенно опасны на рынках с высокой концентрацией (количество хозяйствующих субъектов невелико), значительными барьерами входа на товарный рынок (новые хозяйствующие субъекты не могут начать свою деятельность на товарном рынке либо её начать, но со значительными издержками, на покрытие которых необходимы средства), однородностью продукции (один товар нельзя заменить другим при потреблении). Наличие же большого количества потенциальных конкурентов, открытость рынка для входа новых участников, высокая взаимозаменяемость предлагаемых товаров и услуг делают картельные соглашения недолговечными и нежизнеспособными, поскольку конкуренты могут легко воспользоваться их плодами и продавать продукт по более низкой цене, увеличивая при этом реализацию, что приводит в конечном счёте к утрате участниками картеля преимуществ.

В Российской Федерации полномочия по выявлению и пресечению картелей возложены на Федеральную антимонопольную службу России и её территориальные органы.

После выявления картельного сговора антимонопольный орган возбуждает антимонопольное дело в отношении участников картеля, по результатам рассмотрения которого выдаёт предписания о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений. За картельный сговор статьёй 14.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрены административные наказания: штрафы и дисквалификация для должностных лиц, для юридических лиц оборотные штрафы в зависимости от суммы выручки, а статьёй 178 Уголовного кодекса РФ установлена уголовная ответственность, влекущее наказание вплоть до лишения свободы на срок до 7 лет.