О незаконном использовании товарного знака

«Можно ли обратится в Антимонопольное Управление с заявлением о незаконном использовании товарного знака (знака обслуживания) либо авторских прав или прав на патенты третьими лицами? Какие действия УФАС правомочно предпринять в такой ситуации?»                                                                                                                                                                                                                           Седых О.В.

Отвечает Тихомиров Алексей Владимирович, государственный инспектор отдела рекламы и недобросовестной конкуренции Липецкого УФАС России

По своему определению товарный знак представляет собой обозначение, служащее для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридических лиц или физических лиц-предпринимателей. Товарные знаки являются для предпринимателей эффективным легальным средством завоевания и удержания конкурентного преимущества на рынке. Именно с целью получения конкурентного преимущества они и регистрируются. И, как правило, с той же целью действуют нарушители прав на товарные знаки, пытаясь приобрести конкурентное преимущество, воспользовавшись репутацией чужого товарного знака. Поэтому споры о нарушении прав на товарный знак зачастую происходят именно между конкурирующими хозяйствующими субъектами, что позволяет правообладателю товарного знака защищать свои права с помощью Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». В случае, если действия нарушителя прав на товарный знак представляют собой нарушение Закона «О защите конкуренции», правообладатель может обратиться за защитой своих прав в специализированный административный орган по борьбе с недобросовестной конкуренцией. Таким органом в Российской Федерации является Федеральная антимонопольная служба.

Условия, при которых имеет смысл обращение в ФАС.

1) Важно помнить, что Закон «О защите конкуренции» распространяется на отношения, связанные с объектами исключительных прав только в двух случаях, если 1)соглашения, связанные с их использованием направлены на ограничение конкуренции либо 2)приобретение, использование и нарушение исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности могут привести к недобросовестной конкуренции. Под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Это означает, что в заявлении в антимонопольный орган правообладатель товарного знака, чье право нарушается, должен будет доказать, что:

- во-первых, действия нарушителя противоречат законодательству, направленному на защиту товарных знаков, то есть осуществляется несанкционированное использование товарного знака. В доказательство этого могут быть представлены упаковки контрафактных товаров с размещенным на них товарным знаком, рекламные материалы, где с использованием чужого товарного знака привлекается внимание потребителей к однородным товарам, заверенные нотариусом материалы сети Интернет, подтверждающие использование нарушителем товарного знака правообладателя. Разумеется, следует представить правоустанавливающий документ, подтверждающий наличие у заявителя прав на товарный знак (свидетельство на товарный знак, зарегистрированный лицензионный договор о передаче исключительных прав).

- Во-вторых, подлежит доказыванию, что действия нарушителя уже причинили или могут причинить ущерб правообладателю либо нанести ущерб его деловой репутации. Как правило, ущерб может быть причинен, если качество товаров и/или услуг нарушителя ниже качества товаров правообладателя. Это влечет снижение объемов продаж правообладателя и ухудшение отношения потребителей к продукции правообладателя. При этом имеет место как реальный имущественный ущерб, так и ущерб деловой репутации правообладателя. Несоответствие качества можно подтвердить поступающими от потребителей претензиями к качеству товаров, результатами лабораторных исследований товаров.

- В-третьих, правообладателю необходимо доказать, что нарушитель является его конкурентом, а именно действует на одном рынке с правообладателем, производя продукцию или оказывая услуги, однородные продукции или услугам правообладателя, на одной и той же территории для одинаковых групп потребителей.

2) ФАС является контролирующим органом не только в отношении законодательства о конкуренции, но и в отношении законодательства о рекламе. Поэтому очень часто возможность обращения в ФАС возникает в связи с тем, что лицо, незаконно использующее чужой товарный знак, нарушает своими действиями и законодательство о рекламе. Если Вы решили защищать свои права при помощи законодательства о рекламе, важно правильно определить круг лиц, которых возможно привлечь к ответственности. В создании рекламы и доведении ее до потребителей участвуют 3 лица: рекламодатель, рекламопроизводитель и рекламораспространитель. Рекламодатель как источник рекламной информации отвечает за содержание этой информации. (Указание чужого товарного знака в рекламе своих услуг, реклама своих товаров, маркированных чужим товарным знаком). Рекламодатель наиболее часто выступает в качестве ответчика, поскольку он непосредственно заинтересован в действии рекламы на потребителей и использует для этого чужой товарный знак. Рекламопроизводитель отвечает, если допущенные нарушения относятся к оформлению, производству, подготовке рекламы. (Например, к таким нарушениям можно отнести включение в рекламный материал при его изготовлении ярких слоганов, зарегистрированных на имя третьих лиц в качестве товарных знаков в отношении товаров, однородных рекламируемым.) Рекламораспространитель отвечает, если допущенные нарушения касаются времени, места и средств размещения рекламы. (Например, реклама товара осуществляется в СМИ, название которого совпадает с зарегистрированным товарным знаком, либо реклама размещается на сайте с доменным именем, повторяющим чужой зарегистрированный товарный знак. И в том и в другом случае рекламируемые товары должны быть однородными тем, в отношении которых зарегистрирован товарный знак.)

Ответственность за нарушение законодательства о рекламе и о защите конкуренции предусмотрена ст.14.3, ст.14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.