Руководитель УФАС по Липецкой области, А.А.Сешенов, дал интервью информационному порталу "Липецкмедиа"

Александр Сешенов: Цена на топливо будет расти

12:42, 16 июля
 
Однако насколько она вырастет, руководитель управления Федеральной антимонопольной службы России по Липецкой области пока оценки дать не может
 

В ближайшее время антимонопольной службе прибавится работы: во-первых,  увеличение акцизов на нефтепродукты  с 1 июля должно повлиять на стоимость бензина, во-вторых,  серьезные изменения ждут систему госзакупок – на смену существующему закону придет  Федеральная контрактная система.

О  ценах на бензин, подрядчиках-мошенниках, неправильной рекламе и честной монополии LipetskMedia рассказал  руководитель управления ФАС по Липецкой области  Александр Сешенов.

- Александр Алексеевич, какова сейчас ситуация на рынке нефтепродуктов в Липецкой области? Стоит ли ждать роста цен на топливо?

- В этом году цены на нефтепродукты в Липецкой области не повышались. А при реализации в мелкий опт даже были немного снижены. Но в любом случае бензин должен будет подорожать. У нас есть  постановление правительства, которое предполагает поэтапное повышение акцизов на нефтепродукты: в 2011-м году, в 2012-м и в 2013-м. В прошлом году стоимость бензина уже увеличивалась, в  этом году роста цен не было, но акцизы изменились, значит и бензин подорожает. Мы пока не можем дать оценки, насколько точно должны вырасти цены, но этот процесс будет происходить.

- Нефтяные компании прислушиваются к вашему мнению?

- Мы еженедельно  получаем информацию  от основных предприятий, которые работают на рынке реализации нефтепродуктов. У нас их три: Липецкнефтепродукт (Роснефть), Лукойл и Липецкая топливная компания. Каждая из компаний отчитывается перед нами, и, в случае повышения цен на бензин, дает обоснование процессу. У меня на столе всегда лежат данные о ценах на всех заправках липецкой области, и эти данные всегда предоставляют сами компании. Более того, руководители этих фирм регулируют цены в соответствии с нашими требованиями и рекомендациями.

- Получается, липецкий  бизнес стал более законопослушным за последнее время?

- Да, конечно. Не только в ситуациях, касающихся антимонопольного законодательства, но и во все остальном. Бизнес стал более подготовлен. Люди, приходящие в эту сферу, хотят работать цивилизованно. Сейчас у нас существует не только торговля и общепит, но появился крен в сторону промышленности, строительства, транспорта. У российского бизнеса хорошие перспективы. Я не лукавлю… В свое время, когда наша организация только создавалась, она называлась «Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур». То есть изначально ФАС была создана для поддержки предпринимательства, адекватно ведущего себя на рынке. Чем мы и сейчас успешно занимаемся. Кстати, в штате липецкого УФАС сотрудников не так много – 30 человек. Тем не менее, успеваем следить за экономическими процессами.

- Сейчас какие нарушения антимонопольного законодательства наиболее актуальны?

- Из последнего. У нас с этого года все такси должны были получать лицензии. Перевозчики  тянули с оформлением  до последнего, но рекламу своих услуг все равно давали и без соответствующих документов. Несколько фирм у нас были привлечены к административной ответственности, причем в ответе были и  рекламораспространители,  и рекламодатели. Информацию мы также передали в полицию. Правоохранительные органы обязали такси получить лицензии.

- В Липецке не так давно был создан общественный комитет госзакупок при региональном отделении «Опора России». На первом его заседании вдруг выяснилось, что местные бизнесмены зачастую не умеют правильно, по закону,  оформлять свое участие в торгах, а иногда даже становятся жертвами подрядчиков-аферистов…

- Это действительно так. Мы получаем от 3 до 5 жалоб по госзакупкам ежедневно. Наши подрядчики не просто не разбираются в законе, но иногда  и откровенно нарушают его, забывая, что могут попасть в реестр недобросовестных поставщиков. В Липецкой области в этот список уже попали  27 организаций.

Например, сейчас в суде рассматривается дело одной из липецких строительных компаний. Организация, по нашему мнению, применила самую распространенную схему недобросовестной конкуренции: при участии в торгах с помощью подставной компании снизила цену на проведение строительных работ от первоначальной, более чем на 50 процентов. Естественно, позволить себе строительство в убыток другие компании не смогли, они выбыли из торгов. И тогда осталось только две фирмы – подставная с низкой ценой, и еще одна  - с высокой. Потом подставная выбывает из второго этапа участия в электронных торгов и заказчику ничего не остается, как заключить с  оставшейся строительной компанией контракт для проведения работ по крайне высокой цене.

- Избежать таких случаев можно? Как подрядчик и заказчик могут обезопасить себя?

- Для этого сейчас и разрабатывается Федеральная контрактная система, которая идет на смену существующему 94-му  закону. ФКС  будет приниматься в этом году, я надеюсь, что разработчики  внесут в   нее конструктивные изменения. Главное, чем отличается ФКС от действующего закона, она подразумевает планирование закупок на несколько лет вперед и систему приемки работ. И снижать стоимость услуг  или товаров более чем на 25 процентов от предложенной заказчиком цены будет нельзя.

- Для антимонопольной службы слово «монополия» ругательное?

Ни в коем случае. У нас в Липецкой области много компаний-монополистов и в большинстве своем они работают по закону. Монополия страшна, когда злоупотребляет своим положением. Например, был случай в Данковском районе. Там есть такое предприятие - БОС (биологические очистные системы). Принимать и перерабатывать стоки в райцентре может только оно. Руководством компании было принято решение поднять цены на свои услуги. Как только они заявили об этом, к нам поступила жалоба. Было возбуждено антимонопольное дело, по итогам его рассмотрения предприятие было привлечено к ответственности – оштрафовано на 100 тысяч рублей.

В Липецкой области  много монополистов. Это практически все энергетические компании, Газпром, НЛМК и ряд других. Но для антимонопольного законодательства все равны – и маленький заводик и крупный холдинг. Наша задача – сделать так, чтобы все предприниматели соблюдали закон.