Суд скорый и правый

Деловые споры между участниками бизнес-процессов — дело, в сущности, обычное и нормальное. Но как быстрее и эффективнее их разрешить — ведь в любом современном бизнесе фактор времени значит очень много. «Время — деньги!» — старый, но и актуальный тезис. И вот здесь велика роль третейского суда. О его роли, назначении и перспективах развития, особенно после вступления России во Всемирную торговую организацию, корреспонденту «Липецкой газеты» рассказывает председатель Третейского суда при Липецкой торгово-промышленной палате Сергей Лыжин.

— Мое знакомство с институтом третейского суда состоялось еще в 2003 году, когда для разрешения конкретной юридической проблемы своего клиента я нашел возможность получить суд «скорый и правый» лишь в Третейском суде при Липецкой ТПП. Тогда дело было рассмотрено через десять дней после подачи искового заявления.

Во Всероссийской переписи третейских судов, проходившей в 2007 году, приняли участие 210 третейских судов из 60 субъектов РФ. Большинство их на то время было создано при региональных и муниципальных торгово-промышленных палатах. В нашей области значился только Третейский суд при Липецкой ТПП, созданный в 1996 году. Сегодня в нашей области осуществляют деятельность несколько постоянно действующих третейских судов, хотя количество рассматриваемых в них споров незначительно. И это несмотря на очевидные преимущества третейского разбирательства. Такие, как возможность выбора судей, быстрота и экономичность рассмотрения спора, конфиденциальность. Кроме того, сама процедура рассмотрения дел гораздо менее формализована, чем в государственных судебных органах. Ведь третейские суды не имеют многозвенной структуры, а значит, не требуется прохождения дел через несколько инстанций. Более того, стороны могут прийти к выводу, что решение третейского суда является для них окончательным — тогда дальнейшее обжалование будет просто невозможно. Если проигравшая сторона уклоняется от исполнения решения третейского суда, решение о выдаче исполнительного листа принимает арбитражный суд.

Однако практика работы третейских судов выявила ряд проблем, требующих урегулирования. Необходимость заключения письменного третейского соглашения в виде оговорки в заключаемые договоры или же отдельного соглашения, в большинстве случаев вызывает противодействие одной из сторон договора. Так случается чаще всего, когда стороны договора находятся в разных регионах. Переписка, согласование протоколов разногласий затягивает время заключения самого договора, тем самым «удорожая» время бизнес-процессов — поставки, купли-продажи.

В банках при заключении кредитных договоров также возникают сомнения — не нарушается ли антимонопольное законодательство выбором конкретного постоянно действующего третейского суда, который исключает подсудность иных судебных органов? И заключаются договоры только с указанием, что споры рассматриваются в третейском суде. А это означает, что в дальнейшем, при возникновении спора, возникает необходимость подтверждения виновной стороной возможности рассмотрения спора третейским судом, куда будет подано исковое заявление. Это также увеличит сроки рассмотрения спора. Заключение отдельного третейского соглашения на стадии, когда спор по договору уже возник, происходит крайне редко. Виновная сторона, как правило, такое соглашение не подписывает. Снижается эффективность третейского разбирательства и сроками оспаривания решения третейского суда, установленными законодательством.

Однако способ избежать оспаривания решения третейского суда существует. Он позволит значительно сократить сроки для исполнения решения. Для этого рекомендуем включить в договор третейское соглашение в виде следующей оговорки: «Все споры, разногласия или требования, возникающие из настоящего договора (соглашения) или в связи с ним, в том числе касающиеся его исполнения, нарушения, прекращения или недействительности, подлежат рассмотрению в Третейском суде при Липецкой торгово-промышленной палате в соответствии с его регламентом. Решение Третейского суда является окончательным».

Третейские суды в России, я уверен, будут востребоваться бизнес-структурами все шире. Для сравнения: в США активно применяются более 15 видов АРС, то есть альтернативного разрешения споров. Такая ситуация связана с исключительно большой стоимостью ведения споров в судах США. В результате многие компании предпочитают решать проблемы альтернативными способами. В России в настоящее время сравнительно широко применяется только третейское разбирательство. Остальные виды АРС в нашей стране проходят процесс апробации, даже несмотря на то, что некоторые из них получили законодательное закрепление — например, медиация.

Развитие третейского разбирательства может быть ускорено целенаправленной работой по формированию у конфликтующих сторон и их представителей понимания преимуществ альтернативного рассмотрения споров по сравнению с обычным порядком судопроизводства.

Присоединение России к ВТО заставит наши деловые круги пройти путь западных компаний. Ведь услуги, в том числе юридические, будут значительно дорожать, в результате чего применение АРС станет экономически более выгодным.