РЖД заплатит штраф более 2 млрд рублей

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) назначила ОАО "РЖД" штраф в размере 2 млрд 241,3 млн рублей за злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке перевозок грузов железнодорожным транспортом по территории РФ и привлекла к административной ответственности по статье 14.31 КоАП РФ.

В антимонопольное ведомство обратились несколько десятков компаний, девять объединений грузоотправителей, а также целый ряд органов власти. Все они жаловались на рост затрат на перевозки грузов по железной дороге, необеспечение отправок массовых грузов, незаконные отказы согласовывать заявки на грузоперевозки.

По мнению ФАС, «РЖД» перестала надлежащим образом «отвечать за обязанность» перевозчика по предоставлению подвижного состава, при фактическом избытке вагонов на рынке сложился недостаток их предложения.

За чрезмерно доминирующее положение РЖД придется заплатить 2 млрд 241 млн 296 тысяч 238 рублей.

РЖД считает, что «принуждение компаний, ставших собственниками вагонов, предоставлять вагоны по регулируемым ценам в качестве вагонов инвентарного парка, перечеркнет уже принятые и выполненные государственные решения по выводу инвентарного парка из регулируемого сектора», говорится в сообщении компании.

История конфликта начинается с момента реформирования РЖД в 2007 году, когда по решению правительства из состава РЖД был выведен парк грузовых вагонов и передан сформированным самостоятельным компаниям — Первой и Второй грузовым (ОАО "ПГК" и ОАО "ВГК"). Тогда ФАС выдала предписание о создании регламента взаимодействия РЖД, его дочерних компаний и грузоотправителей. По различным причинам этот документ все еще не создан, что и стало причиной наложения штрафа. По мнению РЖД, причин для штрафа нет, так как за это время были выработаны другие схемы взаимодействия с грузоотправителями.

Между тем правительство на прошлой неделе рассматривало инвестпрограмму РЖД до 2015 года. Железнодорожники хотели добиться от правительства согласия на включение инвестиционной составляющей в тарифы, что привело бы к их росту уже в 2013 году на 11% вместо планировавшихся 7%.