Информация о состоянии конкурентной среды на рынке производства минеральной воды за 2008 год

В целях осуществления контроля над концентрацией капитала на рынке производства минеральной воды Липецким УФАС России был проведен анализ рынка производства минеральной воды в Липецкой области за 2008 год.

В ходе проведенного анализа установлено следующее.

На территории Липецкой области в 2008 году работало 7 предприятий, производящих и реализующих минеральную воду:

    • ЗАО «Липецкпиво» - пр. Универсальный, д. 11, г. Липецк, 398032;

    • ОАО «Прогресс» - ул. Ангарская, д. 2, г.Липецк, 398902;

    • ЗАО «Завод минеральных вод» - Трубный проезд, 13, г.Липецк, 398037;

    • ООО «Эдельвейс Л» - Универсальный проезд, 14 а, г.Липецк, 398600;

    • ООО «Завод безалкогольных напитков «Байгора» - ул. Партизанская, д. 1, г.Грязи, Липецкая область, 399059;

    • ЗАО «Кристальный источник» - ул. Промышленная, д. 94, г. Елец, Липецкая область, 399774;

    • ОАО «Компания Росинка» - пр. Универсальный, д. 11, г. Липецк, 398032;

Кроме того, работает ООО «Вотерком» (пр. Универсальный, д. 11, г. Липецк, 398032), добывающее минеральную воду и поставляющее ее для ОАО «Компания Росинка», которая в дальнейшем бутилирует минеральную воду и реализует ее.

Общий объем производства минеральной воды в 2008 году превысил объем производства за 2007 год незначительно, на 0,29 тыс. тн. или на 0,15 %, и составил 196,49 тыс. тн.

Объем реализации в 2008 году в сравнении с 2007 годом снизился на 4,9 тыс. тн. или на 2,5 %.

Анализ себестоимости и отпускной цены 1 л. минеральной воды показал, что в 2008 году средняя отпускная цена превысила аналогичный показатель за 2007 год на 0,79 руб. или на 15,6 %. При этом средний показатель себестоимости, сложившийся по всем предприятиям в 2008 году в сумме 5,47 руб. превысил аналогичный показатель за 2007 год на 0,74 руб. или на 15,6 %. Средний показатель рентабельности в 2008 году в сравнении с аналогичным показателем за 2007 год увеличился на 12,7 %.

Потребителями Липецкой минеральной воды являются как частные лица, так и предприятия розничной торговли — универсамы и супермаркеты г. Липецка и Липецкой области, городов Воронежа, Тамбова, Курска, Рязани, Тулы, Брянска, г.Москвы и Московской области, Краснодарского края.

За пределы Липецкой области в 2008 году было реализовано 135 тыс. тн. минеральной воды, в 2007 году – 108,19 тыс. тн. минеральной воды, что в процентном отношении к общему объему реализации составило 71 и 55,4 процента соответственно.

Показатель объема реализации минеральной воды жителям Липецкой области в 2008 году составил 55,25 тыс. тн., в 2007 году — 86,95 тыс. тн., что в процентном отношении к общему объему реализации составило в 2008 году - 29,04 %, в 2007 году - 44,56 %, то есть в Липецкой области в 2008 году в сравнении с 2007 годом стали потреблять минеральной воды меньше на 31,7 тыс. тн, или на 36,5 %, следовательно, процентное отношение к общему объему реализации сократилось на 15,52 %.

В 2008 году за пределы области вывезено 135,0 тыс. тн минеральной воды, что на 26,81 тыс. тн больше, или на 24,8 %, чем в 2007 году. В процентном отношении к общему объему реализации показатель реализации минеральной воды за пределы области в 2008 и 2007 г.г. составил соответственно 71 % и 55,4 %, то есть процентное отношение к общему объему реализации увеличилось на 15,6 %.

На территорию области из других регионов Российской Федерации в 2008 году было ввезено 0,47 тыс. тн минеральной воды, что на 0,44 тыс. тн. воды больше, чем в 2007 году.

На рынке минеральной воды наибольшую долю в структуре реализации данного вида продукции имеет ОАО «Прогресс» с долей 57,94 % от всех поставщиков.

Анализ конкурентной среды на рынке производства минеральной воды показал, что данный товарный рынок относится к рынку с недостаточно развитой конкурентной средой и характеризуется высоким уровнем концентрации.

С целью осуществления антимонопольного контроля за поведением ОАО «Прогресс» на исследуемом рынке, данный хозяйствующий субъект Приказом Липецкого управления ФАС России от 02.12.2009 № 229 включен в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%.