Информация о состоянии конкурентной среды на рынке производства минеральной воды за 2009 год

В целях осуществления контроля над концентрацией капитала на рынке производства минеральной воды Липецким УФАС России был проведен анализ рынка производства минеральной воды в Липецкой области за 2009 год.

В ходе проведенного анализа установлено следующее.

На территории Липецкой области в 2009 году работало 7 предприятий, производящих и реализующих минеральную воду:

    • ЗАО «Липецкпиво» - пр. Универсальный, д. 11, г. Липецк, 398032;

    • ОАО «Прогресс» - ул. Ангарская, д. 2, г. Липецк, 398902;

    • ЗАО «Завод минеральных вод» - Трубный проезд, 13, г. Липецк, 398037;

    • ООО «Эдельвейс Л» - Универсальный проезд, 14 а, г. Липецк, 398600;

    • ООО «Завод безалкогольных напитков «Байгора» - ул. Партизанская, д. 1, г. Грязи, Липецкая область, 399059;

    • ЗАО «Кристальный источник» - ул. Промышленная, д. 94, г. Елец, Липецкая область, 399774;

    • ОАО «Компания Росинка» - пр. Универсальный, д. 11, г. Липецк, 398032;

Кроме того, работает ООО «Вотерком» (пр. Универсальный, д. 11, г. Липецк, 398032), добывающее минеральную воду и поставляющее ее для ОАО «Компания Росинка», которая в дальнейшем бутилирует минеральную воду и реализует ее.

В марте 2009 года на Липецкий рынок минеральной воды «вошло» одно предприятие - ООО «Боринские воды», а в июле 2009 года свою деятельность прекратило ООО «Завод безалкогольных напитков «Байгора».

Общий объем производства минеральной воды в 2009 году, в сравнении с 2008 годом, сократился на 52,02 тыс. тн. или на 26,7 % и составил 143,07 тыс. тн.

Объем реализации в 2009 году в сравнении с 2008 годом снизился на 45,93 тыс. тн. или на 24,3 %.

Анализ себестоимости и отпускной цены 1 л. минеральной воды показал, что в 2009 году средняя отпускная цена превысила аналогичный показатель за 2008 год на 1,03 руб. или на 17,6 %. При этом средний показатель себестоимости, сложившийся по всем предприятиям в 2009 году в сумме 5,6 руб. превысил аналогичный показатель за 2008 год на 0,13 руб. или на 2,4 %. Средний показатель рентабельности в 2009 году в сравнении с аналогичным показателем за 2008 год увеличился на 13,4 %.

Потребителями Липецкой минеральной воды являются как частные лица, так и предприятия розничной торговли — универсамы и супермаркеты г. Липецк и Липецкой области, городов Санкт-Петербург, Воронеж, Тамбов, Курск, Рязань, Тула, Брянск, г. Москва и Московской области, Краснодарского края.

За пределы Липецкой области в 2009 году было реализовано 120,87 тыс. тн. минеральной воды, в 2008 году – 134,33 тыс. тн. минеральной воды, что в процентном отношении к общему объему реализации составило 84,5 и 71,3 процента соответственно.

Данный показатель свидетельствует об изменении географии поставок минеральной воды — в 2009 году продукция Липецких заводов наибольшим спросом пользовалась за пределами нашей области, вывезено минеральной воды больше на 13,2 %. В основном данный показатель изменился в ОАО «Прогресс», где показатель реализации за пределы нашей области к общей реализации в 2009 году в сравнении к 2008 году увеличился на 54 %, и в ЗАО «Завод минеральных вод», который в 2009 году освоил новый рынок сбыта своей продукции — г. Санкт-Петербург.

Показатель объема реализации минеральной воды жителям Липецкой области в 2009 году составил 22,13 тыс. тн., в 2008 году — 54,65 тыс. тн., что в процентном отношении к общему объему реализации составило в 2009 году – 15,5 %, в 2008 году – 29,1 %, то есть в Липецкой области в 2009 году в сравнении с 2008 годом стали потреблять минеральной воды меньше на 32,52 тыс. тн, или на 59,5 %.

Анализ рынка минеральной воды Липецкой области свидетельствуют о постепенном разрушении традиционных рынков сбыта и каналов реализации данной продукции. В настоящее время большая часть производимой минеральной воды реализуется через собственные оптово — розничные каналы сбыта.

По итогам анализа рынка минеральной воды за 2009 год наибольшую долю в структуре реализации данного вида продукции имеет ОАО «Компания Росинка» с долей 60,6 %.

Анализ конкурентной среды на рынке производства минеральной воды показал, что данный товарный рынок относится к рынку с недостаточно развитой конкурентной средой и характеризуется высоким уровнем концентрации.

С целью осуществления антимонопольного контроля за поведением ОАО «Компания Росинка» на исследуемом рынке, данный хозяйствующий субъект Приказом Липецкого управления ФАС России от 02.04.2010 № 64 включен в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%.

В связи с включением в Реестр ОАО «Компания Росинка» ОАО «Прогресс», включенный в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35% по итогам анализа данного вида продукции за 2008 год, исключен из Реестра.