О состоянии конкуренции на рынке услуг по временному хранению товаров, находящихся под таможенным контролем на складе временного хранения открытого типа

Анализ проводился Липецким УФАС России в рамках рассмотрения антимонопольного дела по обращению Управления инвестиций и международных связей Липецкой области с просьбой провести проверку ЗАО «Компания «Липецк-Терминал» на предмет возможного злоупотребления «монопольным положением». Цель проведения анализа — оценка состояния конкуренции на рынке услуг по хранению товаров, находящихся под таможенным контролем, на складе временного хранения (далее СВХ) открытого типа в 2008-2009 годах и установления положения хозяйствующего субъекта на рынке данного вида услуг.

ЗАО «Компания «Липецк-Терминал» осуществляет деятельность на рынке услуг по временному хранению товаров, находящихся под таможенным контролем на СВХ открытого типа.

Согласно Таможенного кодекса (прим. с 1 июля 2010г. Таможенным кодексом таможенного союза) РФ временное хранение товаров — таможенная процедура, при которой иностранные товары хранятся без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к ним ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, до их выпуска в соответствии с определенным таможенным режимом либо до помещения их под иную таможенную процедуру.

Временное хранение товаров осуществляется на складах временного хранения - специально выделенных и обустроенных для этих целей помещениях и (или) открытых площадках, соответствующих требованиям, установленным Таможенным кодексом РФ. Владельцем склада временного хранения может быть любое юридическое лицо, включенное в Реестр владельцев складов временного хранения. Срок временного хранения составляет два месяца. По мотивированному запросу заинтересованного лица этот срок может быть продлен таможенным органом, но не более, чем на два месяца.

В распоряжении ЗАО «Компания «Липецк-Терминал» имеется один открытый склад временного хранения.

В силу части 3 статьи 108 Таможенного кодекса РФ отношения владельца склада временного хранения с лицами, помещающими товары на хранение, строятся на договорной основе.

В 2008-2009 годах на территории Липецкой области зарегистрировано 5 складов временного хранения согласно Реестру владельцев склада временного хранения, который ведет Федеральная таможенная служба, 3 из них являются складами закрытого типа в соответствии со ст. 106 Таможенного кодекса РФ, т.е. используется для хранения товаров владельцев склада.

Таким образом, фактически услуги по хранению товаров, находящихся под таможенным контролем в рассматриваемом периоде, оказываются двумя хозяйствующими субъектами: ООО «Дж.Т.И.Елец», ЗАО «Компания «Липецк-Терминал».

Потребителями услуг по временному хранению в зонах таможенного контроля являются хозяйствующие субъекты — участники внешнеэкономической деятельности, т. е. юридические и физические лица, осуществляющие импортные поставки товаров.

Рынок услуг по временному хранению товаров, находящихся под таможенным контролем на СВХ открытого типа, исследовался по объемам реализации вышеуказанных услуг за 2008-2009 года в стоимостном выражении (в тыс. руб.).

Наибольшая доля приобретенных услуг по временному хранению товаров находящихся под таможенным контролем на СВХ открытого типа участниками ВЭД, у ЗАО «Компания «Липецк-Терминал» - в 2008 году 94%, в 2009 году составила 96%.

Таким образом, рынок услуг по временному хранению товаров, находящихся под таможенным контролем на СВХ открытого в границах Липецкой области, является высококонцентрированным, с незначительным количеством продавцов.

Административные и экономические барьеры для входа новых продавцов на рассматриваемый рынок являются высокими, поскольку условиями для включения юридических лиц в Реестр владельцев склада временного хранению являются:

  • владение (нахождение в собственности или в хозяйственном ведении, либо в аренде) помещениями и (или) открытыми площадками, предназначенными для использования в качестве склада временного хранения и отвечающими установленным требованиям статьи 107 Таможенного кодекса;
  • значительный размер обеспечения уплаты таможенного платежа;
  • наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда товарам других лиц, находящихся на хранении, или нарушения иных условий договоров хранения с другими лицами. При этом страховая сумма, в пределах которой страховщик обязуется при наступлении каждого страхового случая возместить вред лицам, чьим имущественным интересам он причинен, рассчитывается исходя из полезной площади открытого склада или полезного объема, если в качестве таможенного склада используется помещение, но не может быть менее двух миллионов рублей.

Данная услуга не имеет заменителей, поскольку ее оказание регламентируется Таможенным кодексом РФ (прим. с 1 июля 2010г. Таможенным кодексом таможенного союза).

23 августа 2010 года Управление Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области с целью осуществления контроля за ЗАО «Компания «Липецк-Терминал», занимающим доминирующее положение на рынке услуг по временному хранению товаров, находящихся под таможенным контролем на СВХ открытого типа, на территории Липецкой области, включило его в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов.