Анализ состояния конкуренции на рынке оптовой торговли молочной продукцией в Липецкой области за 2009, 2010 годы подтвердил доминирующее положение филиала «ЮниМилк-Липецк» ООО «ЮниМилк»

Производство молока и молочной продукции является социально значимой отраслью производства, так как молочная продукция – один из основных видов продуктов питания, употребляемых в пищу населением, особенно детьми.

С учётом социальной значимости рынка молока и молочной продукции и в целях контроля за экономической концентрацией на товарных рынках и предотвращения отрицательных последствий для конкуренции, а также для уточнения положения, занимаемого на рынке хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по оптовой реализации молока и молочных продуктов Липецким УФАС России проведен анализ состояния конкуренции на рынке оптовой торговли молочными продуктами.

При оценке состояния конкурентной среды использовались данные, полученные от Управления сельского хозяйства Липецкой области, филиала «ЮниМилк-Липецк» ООО «ЮниМилк», хозяйствующих субъектов, производящих и реализующих молочную продукцию, территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Липецкой области.

На территории Липецкой области в 2009 году работало 12 предприятий, реализующих молочную продукцию: ОАО «Воловский маслодельный завод»; ООО «Липецкий пищевой комбинат» (Грязинский район, Липецкаяобласть); ОАО «Елецкий гормолзавод»; ОАО «Долгоруковский молзавод»; ОАО «Краснинский молзавод»; ООО «ЛебедяньМолоко»; ИП Самойлова (Лебедянский район, Липецкая область); ПК «Лев-Толстовский молзавод»; ООО «Становлянский»; ООО «Усманская молочная компания»; ООО «ЧаплыгинМолоко»; филиал «ЮниМилк-Липецк» ООО «ЮниМилк» (г. Липецк).

В 2010 году, в сравнении с 2009 годом, количество предприятий сократилось - ООО «Усманская молочная компания», ОАО «Воловский маслодельный завод», ОАО «Долгоруковский молзавод»прекратило производственную деятельность в 2010 году, но после реконструкции производственной деятельности в четвёртом квартале 2010 года на исследуемый рынок «вернулось» ОАО «ЛАКТО» (п. Добринка).

Производители молочной продукции предпочитают реализовывать свою продукцию жителям Липецкой области, за исключением ОАО «Елецкий гормолзавод», который всю произведенную продукцию вывозил в другие регионы (города Саратов, Магнитогорск, Санкт-Петербург).

Что касается филиала «ЮниМилк-Липецк» ООО «ЮниМилк», осуществляющего наибольший объём продаж и в 2009, и в 2010 году, то его процент реализации молочной продукции за пределами области в 2010 году вырос на 1,3 и составил 48%.

В Липецкой области наибольшую долю объема оптовой продажи молочной продукции имеет филиал «ЮниМилк-Липецк» ООО «ЮниМилк» с долей в 2009 году 68,5 %, в 2010 году — 69,4 % от всех предприятий.

Такая значительная рыночная доля обусловлена специализацией предприятия на производстве молочной продукции и детского питания. Юнимилк — один из лидеров молочной индустрии России со своими брендами, отлаженной логистикой, тесным партнёрством с порядком семидесяти поставщиков сырого молока на территории Липецкой области и сорока хозяйствами из других регионов Российской Федерации.

Анализ состояния конкуренции на рынке оптовой торговли молочной продукцией в Липецкой области за 2009, 2010 года показал, что данный товарный рынок относится к рынку с недостаточно развитой конкурентной средой и характеризуется высоким уровнем концентрации.

В первую очередь это обусловлено тем, что при потенциале работать в полную мощность предприятия молочной промышленности Липецкой области не в достаточной мере обеспечены сырьём для производства молока и молочной продукции. При высокой себестоимости производства сырого молока сельхозпроизводители сдают свою продукцию ниже произведенных затрат и, как следствие, несут убытки. Это является вынужденной мерой сокращения поголовья скота и ликвидации хозяйств.

Если в 2009 году общее поголовье скота Липецкой области насчитывало 39,6 тыс. голов, то уже в 1 квартале 2010 года поголовье скота сократилось на 600 голов и составило 39,0 тыс. голов.

В настоящее время национальный союз производителей молока «Союзмолоко» и часть переработчиков, объединяемых Молочным союзом, подписали соглашение об установлении минимальной базовой цены на молоко на уровне 11 руб. за 1 кг. За базу принят продукт с содержанием белка и жира 3 и 3,4% соответственно. Документ не имеет юридической силы, но делает договоренность участников молочного рынка публичной. Вместе с тем, стоит отметить, что соглашение не было подписано Компанией «Юнимилк», «Вимм-Билль-Данн» - одними из крупнейших переработчиков молока.

Проведенный анализ рынка оптовой торговли молочной продукции показывает, что размер доли, принадлежащей филиалу «ЮниМилк-Липецк» ООО «ЮниМилк» на соответствующем товарном рынке составляет за 2009 год — 68,5%, за 2010 год — 69,4 % и ближайших конкурентов у него нет. Всравнении с долями других предприятий доля филиала «ЮниМилк-Липецк» ООО «ЮниМилк» больше в 10-11 раз.

Доля филиала «ЮниМилк-Липецк» ООО «ЮниМилк» на протяжении длительного периода времени (более 4 лет) остаётся неизменно высокой. Проведённый анализ состояния конкуренции на рынке оптовой торговли молочной продукцией в географических границах Липецкой области за 2009, 2010 года подтвердил доминирующее положение филиала «ЮниМилк-Липецк» ООО «ЮниМилк».