Аналитический отчет по результатам анализа рынка услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог в Липецкой области с 2008 по 2010 годы

Анализ рынка услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог проводится с целью определения состава хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке, определения объема товарного рынка и долей каждого хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке, определения уровня концентрации товарного рынка, выявления барьеров для входа новых хозяйствующих субъектов на товарный рынок, формирования реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем тридцать пять процентов, а также использования результатов анализа для выявления нарушений антимонопольного законодательства на товарном рынке.

При анализе и оценке состояния конкурентной среды на товарном рынке в качестве исходной информации использовались сведения, полученные от хозяйствующих субъектов, действующих на рынке, органах исполнительной власти по Липецкой области, органах местного самоуправления, ФГУ «Черноземуправтодор», ТО ФСГ статистики по Липецкой области.

Дорожное хозяйство Липецкой области является важной составной частью производственной инфраструктуры региона и представляет собой мощный комплекс с развитой производственной базой. Включает в себя 6058 км автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального значения и искусственных сооружений на них. Из них федерального значения – 438 км, регионального значения – 5620 км.

Протяженность автомобильных дорог общего пользования регионального значения составляет 5620 км, из которых 89% составляют дороги с твердым покрытием (4998 км), из них 4,4% с щебеночным покрытием (249 км); 11% грунтовых дорог (622 км).

Одним из основных показателей развития дорожной сети является плотность автомобильных дорог, которая в области составляет 212,3 км на 1000 км2 занимаемой территории сельских поселений муниципальных районов (без учета улично-дорожной сети городских округов). Обеспеченность на 1000 жителей дорогами регионального значения по муниципальным районам составляет 12,08 км.

Основная часть существующих автодорог не соответствует установленным требованиям по транспортно-эксплуатационным показателям. Значительно возросшее в последние годы количество автомобилей на дорогах ставит новые задачи по содержанию и сохранению сети автомобильных дорог, обеспечению безопасности транспортного процесса. Доля региональных дорог, не отвечающих нормативным требованиям по транспортно-эксплуатационным показателям от общей протяженности дорог с твердым покрытием, составляет 72,5 процентов (3623 км).

Хозяйствующими субъектами, действующими на рынке услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог, осуществляющими оказание услуг по выполнению вышеуказанных работ являются генеральные подрядчики, выполняющие подрядные строительные работы в соответствии с заключенными государственными и муниципальными контрактами, а также субподрядчики I уровня, привлекаемые к исполнению договоров подряда.

Коэффициент рыночной концентрации в 2009г., 2010г. показывает, что тип рынка высококонцентрированный, это связано с тем, что различные хозяйствующие субъекты осуществляли подряды на разные виды работ, прямое сопоставление их объемов является не совсем корректным.

Коэффициент рыночной концентрации (в стоимостном выражении) в 2008г. подтверждает, что конкурентная среда на товарном рынке услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог в географических границах Липецкой области с развитой конкуренцией, тип рынка умеренно концентрированный.

На рассматриваемом рынке услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог в 2008-2010 гг. в Липецкой области барьером входа является необходимость осуществления значительных первоначальных вложений;

Основными барьерами на данном товарном рынке хозяйствующие субъекты указали:

  • Заключение государственных контрактов с единственным подрядчиком (ОГУП) без проведения торгов;

  • При проведении торгов на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту дорог организации у которых нет опыта работы в дорожном строительстве занижают стоимость выполнения работ по контракту до минимума, что приводит к повышению себестоимости затрат на производство.

За 2008 г. в Управление государственной экспертизы Липецкой области для проведения государственной экспертизы была направлена проектная документация и результаты инженерных изысканий по 17 автомобильным дорогам и их инфраструктуре в графических границах Липецкой области.

В 2009 г. и в 2010г. учреждением было выдано только по одному положительному заключению.

Резкое снижение количества проектной документации и результатов инженерных изысканий по строительству и реконструкции автомобильных дорог и их инфраструктуре в границах Липецкой области в 2009-2010 г.г. является прямым последствием мирового финансового кризиса 2008 г. .