Вопрос-ответ

Вопрос: О стоимости лекарственных препаратов Феназепам и Кардионат

Ответ: Лекарственные препараты Феназепам (таблетки диспергируемые 1 мг № 50) и Кардионат (капсулы 250 мг № 40) не включены в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП). Цена на такие препараты не регулируется государством, предельная отпускная цена не установлена.

Розничные цены на указанные препараты повысились в связи с повышением отпускных цен поставщиков*.

Законодательством предусмотрены процедуры ограничения предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, не входящие в перечень ЖНВЛП, и надбавок к ним в условиях чрезвычайной ситуации, при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, а также в случае, если в течение 30 календарных дней на территории регионов выявлен рост розничных цен на указанные лекарственные препараты на 30% и более.

Такие ограничения цен инициируются региональными органами государственной власти и устанавливаются Правительством РФ.

* Ответ Управления здравоохранения ЛО от 26.04.2022 г. (прикреплен)

 

Вопрос: Об обоснованности розничных цен на плодоовощную продукцию (лук репчатый, морковь, капуста белокочанная)

Ответ: Липецким УФАС России была запрошена соответствующая информация у федеральных и региональных торговых сетей.

Анализ представленной информации показал, что повышение розничных цен на лук репчатый, морковь и капусту белокочанную произошло за счёт изменения отпускных цен поставщиками, которые находятся за пределами Липецкой области. При этом торговая наценка сетей не превышает 5-10%, а в отдельных федеральных сетях является отрицательной, что соответстует добровольно принятыми на себя ретейлерами обязательствам.

Информация направлена по подведомственности в территориальные управления ФАС России. В настоящее время основания для принятия мер антимонопольного реагирования на уровне региона отсутствуют.

 

Вопрос: Об отсутствии лекарственных препаратов в аптеках и о ценах на них 

Ответ: В Российской Федерации сформирована сбалансированная система регулирования цен на ЖНВЛП, позволяющая предотвращать их неконтролируемые изменения и сохранять доступность лекарственных средств для населения. 

Федеральная антимонопольная служба России утверждает методику и согласовывает проекты решений региональных органов исполнительной власти об установлении предельных размеров оптовых и розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей. Также ведомство контролирует их деятельность по установлению таких надбавок. Государственный контроль за ценами на лекарства из перечня ЖНВЛП в аптеках и за их наличием осуществляется региональными органами государственной власти и Росздравнадзором.

Цены на лекарственные препараты, не входящие в перечень, государством не регулируются. При этом, законодательством предусмотрены процедуры ограничения предельных отпускных цен производителей на такие лекарственные препараты и надбавок к ним в условиях чрезвычайной ситуации, при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, а также в случае, если в течение 30 календарных дней на территории регионов выявлен рост розничных цен на указанные лекарственные препараты на 30% и более. Такие ограничения цен инициируются региональными органами государственной власти и устанавливаются Правительством РФ.

Более подробную информацию о ситуации с лекарственными препаратами в Липецкой области можно найти в прикрепленном ниже Письме Росздравнадзора по Липецкой области от 23.03.2022 г.

 

Вопрос: О ситуации с ценообразованием на сахар и его наличии.

Ответ: В результате проверки обращения, поступившего по «горячей линии» Управления ФАС по Липецкой области, было установлено, что цены на сахар в муниципальных образованиях не превышают цены в среднем по региону.

Отсутствие продукта в некоторых сетевых магазинах вызвано повышенным покупательским спросом, который в ряде случаев превышает скорость формирования запасов магазинов. Федеральные и региональные розничные сети обеспечены необходимым запасом продовольственных товаров, в том числе сахара.

ФАС России ведет активную работу по недопущению произвольного повышения цен. В частности, по предложению службы крупнейшие федеральные торговые сети России взяли на себя обязательство о добровольном снижении наценок на социально-значимые продукты. В рамках этого механизма ретейлеры ограничивают торговую наценку на молочную продукцию, хлебобулочные изделия, сахар и овощи «борщевого набора». В результате работы Управления ФАС по Липецкой области к инициативе присоединились и региональные розничные сети. Кроме того, в Липецкой области планируется увеличение количества ярмарок с продажей сахара и иных продуктов от производителя.

ФАС России осуществляет постоянный мониторинг ценообразования на социально значимые продовольственные товары и призывает к ответственному поведению всех участников рынка: производителей, продавцов и потребителей, в целях недопущения искусственного создания дефицита продуктов и, как следствие, повышения цен на них. При обнаружении нарушений ведомством немедленно будут приняты меры реагирования – от предостережений до возбуждения антимонопольных дел.

 

Вопрос: высокая стоимость масла подсолнечного «Золотая семечка» в торговой сети «Пятёрочка» (г. Липецк, ул. Плеханова).

Ответ: Антимонопольный орган действует в рамках полномочий, установленных Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным приказом ФАС России от 23.07.2015 № 649/15 и зарегистрированным в Минюсте РФ 24.08.2015 № 38653.

Во исполнение поручения ФАС России от 11.12.2020 № МШ/109357/20 Липецкое УФАС России осуществляет контроль за снижением цен на рынках социально значимых продовольственных товаров, включенных в перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2010 № 530 «Об утверждении Правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости» (далее – постановление Правительства № 530).

Во исполнение поручения ФАС России от 17.12.2020 № МШ/110964/20 Липецкое УФАС России осуществляет контроль цен на сахар-песок и масло подсолнечное рафинированное дезодорированное.

Согласно п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 14.12.2020 № 2094 «О соглашениях между федеральными органами исполнительной власти и хозяйствующими субъектами о снижении и поддержании цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости» (далее – постановление Правительства № 2094) для снижения и поддержания цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, а именно, на сахар-песок и масло подсолнечное рафинированное дезодорированное, хозяйствующие субъекты – производители и поставщики продовольственных товаров и хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, могут на добровольной основе заключить соглашение об установлении предельных розничных цен (далее – Соглашение).

Согласно п. 5.4. постановления Правительства № 2094 Министерство промышленности и торговли Российской Федерации на официальном сайте minpromtorg.gov.ru ведет реестр присоединившихся к Соглашению лиц. По состоянию на 12.02.2021 информация о присоединении к Соглашению хозяйствующих субъектах, которым принадлежит торговая сеть «Пятерочка», размещена на сайте Минпромторга.

При проверке поступившей в управление информации установлено наличие в указом магазине масла «Золотая семечка», стоимость которого составляет 139,99 руб./л, вместе с тем, указанное масло является нерафинированным ароматным, следовательно, на него не распространяет своё действие Соглашение об установлении предельных розничных цен.

Следует отметить, что ассортимент масла подсолнечного широко представлен в указанном выше магазине, стоимость которого не превышает установленную Соглашением цену.

Таким образом, оснований для принятия мер антимонопольного реагирования не установлено.

 

Вопрос: Завышенная стоимость подсолнечного масла «Слобода», 0,9 л. – 130 руб. в магазине «Купец» п. Лев Толстой Лев Толстовского района Липецкой области (вх. 19.01.2021)

Ответ: Информация, изложенная в обращении, подтверждена и  направлена в Управление потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области.

Вместе с тем, при проверке поступившей в управление информации установлено наличие в указанном магазине масла подсолнечного «Урожайное», 1 л. – 102 руб., «Конаковское», 1 л. – 108 руб., что соответствует установленной в соглашении предельной розничной цене.

Согласно п. 5.4. постановления Правительства №2094 Министерство промышленности и торговли Российской Федерации на официальном сайте minpromtorg.gov.ru ведет реестр присоединившихся к соглашению лиц. По состоянию на 19.01.2021 не установлено присоединение хозяйствующих субъектов, которым принадлежит магазин продуктов питания «Купец» в п.Лев Толстой  к соглашению.

 

Вопрос: Завышенная стоимость сахара-песка в торговой сети «Добрая лавка» - 60 руб. за 1 кг.,  по адресу: г.Липецк, ул.Неделина, 15.

Ответ: Информация, изложенная в обращении, подтверждена и  направлена в Управление потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области. По состоянию на 18.01.2020, по информации Управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области, цены на сахар-песок в указанной торговой сети установлены в соответствии с соглашением о  предельной розничной цене – 46 руб. за 1 кг.

 

Вопрос: Стоимость сахара-песка в магазине «Хомяк» по адресу: г.Липецк, ул. Депутатская

Ответ: Липецкое УФАС России на информацию, поступившую на «горячую линию» управления  по вопросу стоимости сахара-песка в магазине «Хомяк» по адресу: г.Липецк, ул.Депутатская, сообщает следующее.
Антимонопольный орган действует в рамках полномочий, установленных Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным приказом ФАС России от 23.07.2015 № 649/15 и зарегистрированным в Минюсте РФ 24.08.2015 № 38653.
Во исполнение поручения ФАС России от 11.12.2020 №МШ/109357/20 Липецкое УФАС России осуществляет контроль за снижением цен на рынках социально значимых продовольственных товаров, включенных в перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2010 №530 «Об утверждении Правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости» (далее – постановление Правительства №530).
Во исполнение поручения ФАС России от 17.12.2020 №МШ/110964/20 Липецкое УФАС России осуществляет контроль цен на сахар-песок и масло подсолнечное.
Согласно п.1 постановления Правительства Российской Федерации от 14.12.2020  №2094 «О соглашениях между федеральными органами исполнительной власти и хозяйствующими субъектами о снижении и поддержании цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости» (далее – постановление Правительства №2094)  для снижения и поддержания цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, а именно на сахар-песок и масло подсолнечное хозяйствующие субъекты - производители и поставщики продовольственных товаров и хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, могут на добровольной основе заключить соглашение об установлении предельных розничных цен.
Согласно п. 5.4. постановления Правительства №2094 Министерство промышленности и торговли Российской Федерации на официальном сайте minpromtorg.gov.ru ведет реестр присоединившихся к соглашению лиц. По состоянию на 22.12.2020 информация о присоединении хозяйствующих субъектов, которым принадлежит торговая сеть «Хомяк» - ООО «Бастион», ООО «Акватория», ИП Беляев В.И., на сайте Минпромторга не размещена.
Информация, изложенная в Вашем обращении, подтверждена в части наличия сахара-песка в указанном магазине по стоимости 47,99 руб. за 1 кг. Вместе с тем, при проверке данной информации установлено также наличие в этом же магазине сахара-песка иного производителя, стоимость которого составляет 45,90 руб. за 1 кг., что соответствует установленной в соглашении предельной розничной цене.
Таким образом, оснований для принятия мер антимонопольного реагирования не установлено.

 

Вопрос: Завышенные цены на хлебобулочные изделия Хлеб «Пеклеванный», батон «Нарезной», хлеб «Губернский», хлеб «Пшеничный» нарезанный.

Ответ: На информацию по вопросу повышения стоимости хлебобулочных изделий, поступившую на «горячую линию», Липецкое УФАС России сообщает следующее.
Антимонопольный орган действует в рамках полномочий, установленных Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) и Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным приказом ФАС России от 23.07.2015 № 649/15 и зарегистрированным в Минюсте РФ 24.08.2015 № 38653. Согласно указанному положению Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.
В рамках своих полномочий Липецкое УФАС России осуществляет контроль за ценообразованием на потребительском рынке в части проверки обоснованности устанавливаемых хозяйствующими субъектами цен на товары, в случае, если данные хозяйствующие субъекты занимают доминирующее положение на соответствующим товарном рынке, а также в случае заключения участниками рынка антиконкурентных соглашений или осуществления антиконкурентных действий. Условия, на основании которых положение хозяйствующих субъектов может быть признано доминирующим, установлены статьей 5 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с поручением ФАС России от 17.12.2020 № МШ/110964/20 территориальные органы осуществляют мониторинг цен на социально значимые продукты на основании информации, поступившей из обращений, в том числе по «горячей линии», и средств массовой информации в ежедневном режиме и еженедельно направляют обобщённую информацию в ФАС России.
В целях обеспечения единообразия подходов и репрезентативности выборки товаров Липецкое УФАС России осуществляет мониторинг товарных групп социально значимых продуктов питания массового потребления, пользующихся наибольшим спросом.
Согласно действующему законодательству Российской Федерации как оптовые, так и розничные цены на потребительские товары не подлежат государственному регулированию, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле).
Так, согласно частям 5, 6 статьи 8 Закона о торговле в случае, если в течение 30 календарных дней подряд на территории отдельного субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации рост розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости составит 30% и более, Правительство Российской Федерации в целях стабилизации розничных цен на данные виды товаров имеет право устанавливать предельно допустимые розничные цены на них на территории такого субъекта Российской Федерации или территориях таких субъектов Российской Федерации на срок не более чем 90 календарных дней.
Согласно имеющейся информации, на территории Липецкой области резкого повышения розничных цен более чем на 30% на хлебобулочные изделия, на которые возможно установление новых предельных отпускных цен производителя, не установлено.
Поскольку Правительством РФ механизм по установлению предельных розничных цен на хлеб и булочные изделия из пшеничной и ржано-пшеничной муки, предусмотренный постановлением Правительства РФ от 15.07.2010 № 530 «Об утверждении Правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости», на территории Липецкой области не реализован, то хозяйствующие субъекты вправе самостоятельно устанавливать цены на реализуемую продукцию в зависимости от конъюнктуры рынка (спроса и предложения), роста своих затрат.
Хлеб «Пеклеванный», батон «Нарезной», хлеб «Губернский», хлеб «Пшеничный» нарезанный, указанные в сообщениях, не относятся к социально значимым видам хлеба, на которые могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены.
На территории региона в качестве социально значимых хлеба ржаного и хлеба и булочных изделий из пшеничной муки условно приняты, в том числе батон «Липецкий» 360 гр. и хлеб «Липовский» 650 гр. местного производителя АО «ЛИМАК».
По представленной информации с 01.04.2019 АО «ЛИМАК» прекратило производство батона «Липецкий» 360 гр. ввиду убыточности производства.
Вместе с тем, АО «ЛИМАК» в целях недопущения прекращения производства и реализации сортов хлеба массового потребления и сдерживания роста цен на указанную группу товаров, наладило производство батона «Красная цена» 360 гр. для торговой сети «Пятёрочка» и батона «Простой» 360 гр. для торговой сети «Магнит».
Дополнительно сообщаем, что согласно информации Национального Союза Хлебопечения, в связи с отсутствием рентабельности производства и реализации массовых сортов хлеба, производители не допускают рост отпускных цен на социально значимые виды хлеба за счёт повышения цен на более рентабельные виды продукции.
В целом рынок розничной реализации хлебобулочных изделий в торговых сетях Липецкой области является конкурентным. Представлена как продукция собственного производства торговых сетей по конкурентным ценам, так и производителей Липецкой и соседних областей.
Таким образом, основания для принятия мер антимонопольного реагирования отсутствуют.

 

Вопрос: повышение розничных цен на яйцо куриное на продовольственных рынках г. Грязи, г. Липецк, а также в торговых сетях «Пятёрочка», «Европа», «Магнит».

Ответ: Липецкое УФАС России, рассмотрев информацию по вопросу повышения стоимости яйца куриного пищевого на продовольственных рынках г. Грязи, г. Липецк, в торговых сетях, поступившую на «горячую линию», сообщает следующее.

Антимонопольный орган действует в рамках полномочий, установленных Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным приказом ФАС России от 23.07.2015 № 649/15 и зарегистрированным в Минюсте РФ 24.08.2015 № 38653. Согласно указанному положению Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.

В рамках своих полномочий Липецкое УФАС России осуществляет контроль за ценообразованием на потребительском рынке в части проверки обоснованности устанавливаемых хозяйствующими субъектами цен на товары, в случае, если данные хозяйствующие субъекты занимают доминирующее положение на соответствующим товарном рынке, а также в случае заключения участниками рынка антиконкурентных соглашений или осуществления антиконкурентных действий. Условия, на основании которых положение хозяйствующих субъектов может быть признано доминирующим, установлены статьей 5 Закона о защите конкуренции.

Продовольственные рынки в г. Грязи и в г. Липецк – юридические лица, основным видом деятельности которых является аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом. На территории ООО «Рынок» (399050, Липецкая область, Грязинский район, город Грязи, улица Правды, дом 88) и ООО «Центральный рынок» (398001, Липецкая область, город Липецк, площадь Победы, дом 6, кабинет 12) реализуют продукцию разные хозяйствующие субъекты, не занимающие доминирующее положение на рынке розничной реализации продовольственных товаров в географических границах г. Грязи и г. Липецк.

Дополнительно сообщаем, что информация о повышении цен на яйцо куриное пищевое проверяется, направлены соответствующие запросы региональным сельхозтоваропроизводителям.

 

Вопрос: завышенная стоимость продуктов питания в с.Хворостянка Добринского района Липецкой области

Ответ: Антимонопольный орган действует в рамках полномочий, установленных Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным приказом ФАС России от 23.07.2015 № 649/15 и зарегистрированным в Минюсте РФ 24.08.2015 № 38653.

Во исполнение поручения ФАС России от 11.12.2020 №МШ/109357/20 Липецкое УФАС России осуществляет контроль за снижением цен на рынках социально значимых продовольственных товаров, включенных в перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2010 №530 «Об утверждении Правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости» (далее – постановление Правительства №530).

Во исполнение поручения ФАС России от 17.12.2020 №МШ/110964/20 Липецкое УФАС России осуществляет контроль цен на сахар-песок и масло подсолнечное.

Согласно п.1 постановления Правительства Российской Федерации от 14.12.2020  №2094 «О соглашениях между федеральными органами исполнительной власти и хозяйствующими субъектами о снижении и поддержании цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости» (далее – постановление Правительства №2094)  для снижения и поддержания цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, а именно на сахар-песок и масло подсолнечное хозяйствующие субъекты - производители и поставщики продовольственных товаров и хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, могут на добровольной основе заключить соглашение об установлении предельных розничных цен.

Со слов представителя администрации, на территории с.Хворостянка расположены и осуществляют деятельность по реализации продуктов питания четыре магазина, в которых, в том числе, осуществляется реализация социально-значимых продуктов питания.

Согласно п. 5.4. постановления Правительства №2094 Министерство промышленности и торговли Российской Федерации на официальном сайте minpromtorg.gov.ru ведет реестр присоединившихся к соглашению лиц. По состоянию на 25.12.2020 не установлено присоединения хозяйствующих субъектов, которым принадлежат магазины продуктов питания в с.Хворостянка,  к соглашению.

По информации, поступившей на «горячую линию» не представляется возможным определить, на какой именно продукт питания (продукты питания) завышена стоимость.

Обращаем внимание, что вмешательство антимонопольного органа в ценообразование на не социально значимые продовольственные товары возможно в случае, если повышение цены является следствием злоупотребления хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением на соответствующем рынке или следствием реализации антиконкурентного соглашения между участниками рынка.

Одновременно сообщаем, что в случае наличия у Вас информации о конкретных нарушениях антимонопольного законодательства со стороны конкретных хозяйствующих субъектов и (или) органов государственной власти, Вы можете обратиться в антимонопольный орган с заявлением, соответствующим требованиям статьи 44 Закона о защите конкуренции и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339, которое будет рассмотрено антимонопольным органом в установленном порядке.

 

Вопрос: повышение цен на свеклу до 44,99 руб./кг в торговой сети «Магнит» по ул. Доватора, 7а и по ул. Юных Натуралистов, 7а.

Ответ: Антимонопольный орган действует в рамках полномочий, установленных Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным приказом ФАС России от 23.07.2015 № 649/15 и зарегистрированным в Минюсте РФ 24.08.2015 № 38653.

Во исполнение поручения ФАС России от 11.12.2020 № МШ/109357/20 Липецкое УФАС России осуществляет контроль за уровнем цен на рынках социально значимых продовольственных товаров, включенных в перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2010 № 530 «Об утверждении Правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости» (далее – постановление Правительства № 530).

Согласно указанному постановлению Правительства № 530 свекла не входит в перечень социально значимых продовольственных товаров.

Вместе с тем, рост цен на плодоовощную продукцию в Российской Федерации не имеет выраженный средний показатель, уровень цен на овощную продукцию напрямую зависит от сезонности выхода продукции, а также от потребительских свойств (сорт, фасовка, чистка).

Вмешательство антимонопольного органа в ценообразование на не социально значимые продовольственные товары возможно в случае, если повышение цены является следствием злоупотребления хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением на соответствующем рынке или следствием реализации антиконкурентного соглашения между участниками рынка.

Информация о стоимости свеклы в торговой сети «Магнит» г. Липецк, которая не занимает доминирующее положение на рынке розничной реализации продовольственных товаров в географических границах г. Липецк, не позволяет прийти к выводу о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Информация передана в органы прокуратуры.

 

Вопрос: Завышенная стоимость подсолнечного масла в торговой сети «Липка» по адресу: г.Липецк, ул.Баумана д.333В, в частности масло подсолнечное «Золотая семечка», 0,9 л. - 134,50 руб. (обращение от 12.01.2021)

Ответ: При проверке указанной в обращении информации факт наличия в торговой сети «Липка» по адресу: г.Липецк, ул.Баумана д.333В масла подсолнечного «Золотая семечка» 0,9 л, стоимость которого составляет 134,50 руб. не подтвердился.

В указанной торговой сети имеется в наличии масло подсолнечное «Золотая семечка» 1 л, стоимость которого составляет 110 руб., что соответствует установленной в соглашении предельной розничной цене. Вместе с тем, в продаже также имеется масло подсолнечное иных производителей. Так, в наличии масло подсолнечное «Олейна», 1 л., «Злато», 1 л.  – 110 руб., «Аннинское»,0,9 л. и «Семеновна»,0,9 л – 98 руб.

 

Вопрос: Завышенная стоимость подсолнечного масла «Слобода», 0,9 л. – 130 руб. в магазине «Купец» п. Лев Толстой Лев Толстовского района Липецкой области (вх. 19.01.2021)

Ответ: Информация, изложенная в обращении, подтверждена и  направлена в Управление потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области.

Вместе с тем, при проверке поступившей в управление информации установлено наличие в указанном магазине масла подсолнечного «Урожайное», 1 л. – 102 руб., «Конаковское», 1 л. – 108 руб., что соответствует установленной в соглашении предельной розничной цене.

Согласно п. 5.4. постановления Правительства №2094 Министерство промышленности и торговли Российской Федерации на официальном сайте minpromtorg.gov.ru ведет реестр присоединившихся к соглашению лиц. По состоянию на 19.01.2021 не установлено присоединение хозяйствующих субъектов, которым принадлежит магазин продуктов питания «Купец» в п.Лев Толстой  к соглашению.

 

Вопрос: повышение цен на яблоки сезонные в торговых сетях «Пятерочка», «ТД Пролетарский», «Липка».

Ответ: По данным мониторинга, стоимость яблок  в указанных торговых сетях «Пятерочка», «ТД Пролетарский», «Липка» по состоянию на 28.01.2021 составляет от 54,5 руб. за 1 кг до 67,9, таким образом, указанная в обращении стоимость 1 кг. яблок от 75 руб., не подтверждена.

Вместе с тем, в настоящее время в торговых сетях яблоки представлены в широком ассортименте. Кроме того, цена за 1 кг. яблок по данным мониторинга на 28.01.2021 на территории г.Липецка   начинается от 45,99 руб.

 

Вопрос: Стоимость ряда социально-значимых продуктов питания в торговых сетях «Линия» и «Европа» в г.Липецке.

Ответ: По состоянию на 28.01.2021 в торговой сети «Линия» зафиксирована цена на 1 кг. моркови  - 33 руб. (что обусловлено сезонностью и стоимостью закупки в январе 2021).

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой цены товара.

Согласно части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 50%.

По информации, имеющейся в распоряжении управления, указанная торговая сеть – «Линия» - не занимает доминирующего положения на рынке розничной продажи продовольственных товаров.

В торговых сетях «Линия» и «Европа» по состоянию на 28.01.2021 зафиксированы следующие цены на указанные в обращении продукты питания:

В «торговой сети «Линия» картофель представлен в ассортименте: от 29,99 руб. за 1 кг. до 50 руб. за 1 кг. (стоимость обусловлена такими потребительскими свойствами как сорт, фасовка, чистка).

В торговой сети «Европа» в продаже имеется картофель  - 25,99 за 1 кг, морковь – 29,99 за 1 кг. По итогам проверки не установлено наличие продуктовых товаров по заявленной в обращении стоимости.

По состоянию на 28.01.2021 цены на остальные социально-значимые товары являются средними по региону и не являются завышенными.

 

Вопрос: Стоимость яйца куриного в торговой сети «Перекресток» по адресу: ул. Бехтеева, д.9 в г.Липецке: 77 руб. и 85 руб.

Ответ: По состоянию на 18.02.2021 в торговой сети «Перекресток» по адресу: г.Липецк, ул. Бехтеева, д.9 яйцо куриное представлено в широком ассортименте.

Информация, изложенная в обращении, подтверждена в части: в указанном магазине в розничной продаже имеется яйцо перепелиное по цене 77,9 за 20 штук, а также яйцо куриное СО и С1 – 85,9 руб. за 1 десяток.

Вместе с тем, стоимость данного продукта в указанном магазине составляет от 67,9 руб. за 1 десяток (2 категория), 69,9 руб. за 1 десяток (1 категория) до 95,9 руб. за 1 десяток яйца отборного.

 

Вопрос: завышенная стоимость подсолнечного масла, сахара-песка и яйца куриного в торговой сети «Магнит» на территории с/п Сенцово Липецкого района Липецкой области.

Ответ: Антимонопольный орган действует в рамках полномочий, установленных Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным приказом ФАС России от 23.07.2015 № 649/15 и зарегистрированным в Минюсте РФ 24.08.2015 № 38653.

Во исполнение поручения ФАС России от 11.12.2020 №МШ/109357/20 Липецкое УФАС России осуществляет контроль за снижением цен на рынках социально значимых продовольственных товаров, включенных в перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2010 №530 «Об утверждении Правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости» (далее – постановление Правительства №530).

Во исполнение поручения ФАС России от 17.12.2020 №МШ/110964/20 Липецкое УФАС России осуществляет контроль цен на сахар-песок и масло подсолнечное.

Согласно п.1 постановления Правительства Российской Федерации от 14.12.2020  №2094 «О соглашениях между федеральными органами исполнительной власти и хозяйствующими субъектами о снижении и поддержании цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости» (далее – постановление Правительства №2094)  для снижения и поддержания цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, а именно на сахар-песок и масло подсолнечное хозяйствующие субъекты - производители и поставщики продовольственных товаров и хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, могут на добровольной основе заключить соглашение об установлении предельных розничных цен.

Согласно п. 5.4. постановления Правительства №2094 Министерство промышленности и торговли Российской Федерации на официальном сайте minpromtorg.gov.ru ведет реестр присоединившихся к соглашению лиц. Информация о присоединении хозяйствующего субъекта, которому принадлежит торговая сеть «Магнит» размещена на сайте Минпромторга.

При проверке поступившей в управление информации установлено наличие в указанной торговой сети масла подсолнечного, стоимость которого составляет 109,99 руб. за 1 л., и сахара-песка, стоимость которого составляет 44,90 руб. за 1 кг, что соответствует установленных в соглашениях предельным розничным ценам.

Следует отметить, что ассортимент масла подсолнечного широко представлен в указанных выше торговых сетях, стоимость которого не превышает установленную соглашением.

При этом информация о стоимости яйца куриного (120 рублей за 10 шт. категории 1 С) подтверждения не нашла. Стоимость указанного товара составляет 71,99 рублей.

Таким образом, оснований для принятия мер антимонопольного реагирования не установлено.

 

Вопрос: Завышенная стоимость продуктов питания в торговой сети «Европа» в г.Липецке, пр.60 лет СССР, 16а.

Ответ: По состоянию на 12.03.2021 информация, изложенная в обращении, не подтверждена:  в розничной продаже имеется картофель как по цене 13,99 руб. за 1 кг., так и по 35 руб. за 1 кг., его стоимость обусловлена потребительскими свойствами (сорт, фасовка, чистка). Установлено наличие в указанном магазине мясо свинины по цене от 199 руб. за 1 кг., а также кур по цене 147 руб. за 1 кг.. Данные цены подтверждаются данными, полученными в ходе мониторинга, проводимого специалистами управления, являются средними для указанной категории социально-значимых товаров для г.Липецка и не являются завышенными в отдельно взятой сети.

 

Вопрос: высокая стоимость лекарственного препарата «Азитромицин» – 224 рубля в аптеке № 14 «Социальная аптека» по адресу: г. Липецк, ул. З. Космодемьянской, д. 4.

Ответ: Оборот лекарственных средств на территории Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее – Закон об обращении лекарственных средств).

В соответствии со статьей 60 Закона об обращении лекарственных средств государственное регулирование цен на лекарственные препараты для медицинского применения осуществляется, в том числе посредством утверждения перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее – Перечень ЖНВЛП), государственной регистрации установленных производителями лекарственных препаратов предельных отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в Перечень ЖНВЛП, установления предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в Перечень ЖНВЛП.

Распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 № 2406-р (ред. от 23.11.2020) «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) утвержден Перечень ЖНВЛП на 2021 год.

Государственный контроль за применением цен на лекарственные препараты, включенные в Перечень ЖНВЛП, осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2015 № 434 «О региональном государственном контроле за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов».

Государственное регулирование розничных цен на лекарственные препараты, не включенные в Перечень ЖНВЛП, законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

Лекарственный препарат: «Азитромицин», указанный в обращении, входит в перечень ЖНВЛП и цены на него подлежат государственному регулированию.

Формирование розничных цен на ЖНВЛП на территории Липецкой области осуществляется в соответствии с приказом Управления по ценам и контролю в сфере размещения государственных заказов Липецкой области от 25.02.2010 № 5 «Об установлении предельных оптовых и предельных розничных надбавок к ценам на лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, реализуемые предприятиями и организациями всех форм собственности, а также физическими лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей», согласно которому для препаратов в ценовом диапазоне свыше 50 до 500 рублей торговая наценка не превышает 18%.

Поскольку в обращении не указаны дозировка, производитель лекарственного препарата, то было установлено, что в «Социальная аптека» в продаже представлен «Азитромицин» капс. 250 мг № 6 (Медикам), стоимостью от 82 рублей до 451 рубля – за «Азитромицин» табл. п/пл/о 500 мг № 3 (Промомед Рус).

Рынок розничной реализации лекарственных препаратов на территории г. Липецк является конкурентным, «Социальная аптека» не является монополистом на указанном рынке.

Таким образом, цена розничной реализации «Азитромицина», установленная указанной аптечной организацией, не является монопольно высокой.

В настоящий момент у Липецкого УФАС России основания для принятия мер антимонопольного реагирования отсутствуют.

 

Вопрос: Стоимость картофеля в торговых сетях «Пятерочка», «Магнит» и «Фрукты есть» в г.Липецке: от 36 руб. до 38,5 руб. за 1 кг.

Ответ: По состоянию на 17.03.2021 в торговой сети «Пятерочка»» зафиксирована цена на 1 кг. картофеля  - 32,99 руб., «Магнит» - 31,89 руб.

Таким образом, информация, изложенная в обращении, относительно указанных торговых сетей не подтверждена.

В торговой сети «Фрукты есть» картофель представлен в ассортименте: от 23 руб. до 55 руб. за 1 кг. (что обусловлено потребительскими свойствами: сорт, упаковка, «калибр», производство). Картофель по заявленной в обращении цене – 38,5 руб. за 1 кг, также имеется в розничной продаже. Цена 36 руб. за 1 кг в указанных торговых сетях на 17.03.2021  не зафиксирована.

По состоянию на 17.03.2021 зафиксированные специалистами управления цены на картофель являются средними по региону и не являются завышенными.

 

Вопрос: Стоимость сахара-песка и подсолнечного масла в торговой сети «Пятерочка» по адресу: г.Липецк, ул.Липовская.

Ответ: Во исполнение поручения ФАС России от 17.12.2020 №МШ/110964/20 Липецкое УФАС России осуществляет контроль цен на сахар-песок и масло подсолнечное.

Согласно п.1 постановления Правительства Российской Федерации от 14.12.2020  №2094 «О соглашениях между федеральными органами исполнительной власти и хозяйствующими субъектами о снижении и поддержании цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости» (далее – постановление Правительства №2094)  для снижения и поддержания цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, а именно на сахар-песок и масло подсолнечное хозяйствующие субъекты - производители и поставщики продовольственных товаров и хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, могут на добровольной основе заключить соглашение об установлении предельных розничных цен.

Согласно п. 5.4. постановления Правительства №2094 Министерство промышленности и торговли Российской Федерации на официальном сайте minpromtorg.gov.ru ведет реестр присоединившихся к соглашению лиц. Хозяйствующие субъекты, которым принадлежит торговая сеть «Пятерочка»  присоединены к соглашению.

По состоянию на 24.03.2021 информация, изложенная в обращении, подтверждена в части: в розничной продаже имеется сахар-песок по цене 45,99 руб./кг, вместе с тем имеется сахар-песок по цене 44,99, что в обоих случаях не нарушает предусмотренную соглашением стоимость - 46 руб. за 1 кг.  

Аналогичная ситуация с подсолнечным маслом: помимо масла подсолнечного стоимостью 109 руб./л, в розничной продаже имеется масло подсолнечное по цене 89,9 руб./л., что в обоих случаях не нарушает предусмотренную соглашением стоимость – 110 руб. за 1 литр.

Таким образом, оснований для принятия мер антимонопольного реагирования не установлено.

 

Вопрос: Стоимость яйца куриного: С1 в торговой сети «Магнит» по адресу: г.Липецк, пр.Победы, д.21 – 82 руб. за 1 десяток, С0 на Центральном рынке  г.Липецка – 95 руб. за 1 десяток.

Ответ:В рамках своих полномочий Липецкое УФАС России осуществляет контроль за ценообразованием на потребительском рынке в части проверки обоснованности устанавливаемых хозяйствующими субъектами цен на товары, в случае, если данные хозяйствующие субъекты занимают доминирующее положение на соответствующим товарном рынке, а также в случае заключения участниками рынка антиконкурентных соглашений или осуществления антиконкурентных действий. Условия, на основании которых положение хозяйствующих субъектов может быть признано доминирующим, установлены статьей 5 Закона о защите конкуренции.

На территории Центрального рынка г.Липецка реализуют продукцию разные хозяйствующие субъекты, не занимающие доминирующее положение на рынке розничной реализации продовольственных товаров в географических границах г. Липецк.

По состоянию на 24.03.2021 информация, изложенная в обращении, подтверждена в части наличия в розничной продаже яйца куриного С1 по цене 82 руб. за 1 десяток, вместе с тем в розничной продаже имеется яйцо куриное С1 по цене 69,99 руб. за 1 десяток.

Таким образом, оснований для принятия мер антимонопольного реагирования не установлено.

 

Вопрос: Завышенная стоимость сахара-песка в торговой сети «Добрая лавка» - 50 руб. за 1 кг.,  по адресу: г.Липецк, ул.Неделина, 15.

Ответ: Информация, изложенная в обращении, подтверждена в части наличия сахара кускового по цене 50 руб. за 1 кг. Вместе с тем, по состоянию на 26.03.2021 цена за 1 кг. сахара-песка в указанной торговой сети составляет 46 руб., что не нарушает предусмотренную соглашением о  предельной розничной цене стоимость – 46 руб. за 1 кг.

 

Вопрос: Стоимость сахара-песка в с.Хрущево-Подлесное Данковского района Липецкой области.

Ответ: По состоянию на 01.04.2021 информация, изложенная в обращении, подтверждена: в розничной продаже имеется сахар-песок по цене 55 руб./кг, что обусловлено ценой закупки. Факт наличия в розничной продаже на прошлой неделе сахара-песка по цене 45 руб. за 1 кг. не подтвердился.

Согласно п. 5.4. постановления Правительства №2094 Министерство промышленности и торговли Российской Федерации на официальном сайте minpromtorg.gov.ru ведет реестр присоединившихся к соглашению лиц. Хозяйствующие субъекты, которым принадлежит магазин продуктов в с.Хрущево-Подлесное Данковского района Липецкой области на сегодняшний момент   к соглашению не присоединены.

Вместе с тем, информация, изложенная в Вашем обращении, передана в Управление потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области с целью решения вопроса о присоединении указанных в обращении хозяйствующих субъектов к соглашению.

 

Вопрос: стоимость лекарственного препарата «Валидол» - 51 руб. за 8 таблеток в аптеке №112 по адресу: г.Липецк, ул.Московская д.117

Ответ: На основании анализа информации, полученной от ОГУП «Липецкфармация», сообщаем, что в указанной аптеке в розничной продаже имеется «Валидол» производителя АО Производственная фармацевтическая компания Обновление Renewal, стоимость которого: 8шт. - 51 руб., 16 шт. – 82 руб. Цена реализация обусловлена стоимостью закупки, розничная надбавка в 2021 году не менялась.

По информации, имеющейся в распоряжении управления, в ряде аптек имеется в розничной продаже «Валидол» иных производителей по значительно меньшей стоимости.

 

Вопрос: С чем связано подорожание лука в апреле-мае 2023 года?

Ответ: В соответствии с поручением ФАС России территориальным органом осуществляется еженедельный мониторинг розничных цен на социально значимые продукты питания. Специалистами Липецкого УФАС России проводится мониторинг по отмеченной группе товаров.

Установлено, что розничная надбавка торговых сетей не изменялась: она по-прежнему не превышает 10-15%. Повышение средневзвешенных розничных цен на лук репчатый обусловлено сезонным фактором, связанным с окончанием продаж овощей прошлогоднего урожая, а также отсутствием запасов лука репчатого у поставщиков.

В начале 2023 года ряд стран СНГ (Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Киргизия), поставляющих на территорию Российской Федерации плодоовощную продукцию, ввели запрет на экспорт отдельных видов овощей, в том числе лука репчатого, до стабилизации цен на внутреннем рынке (до нового урожая). Введение меры было обусловлено гибелью части урожая и промерзанием запасов продукции в этих странах из-за сильных холодов и перепадов температур.

С началом поставок лука репчатого из других стран, а также из нового урожая на территории России, цены стабилизируются.

Файлы для скачивания

Письмо Росздравнадзора по Липецкой области от 23.03.2022 г.
Тип файла: pdf
Размер файла: 0.24 МБ
Ответ Управления здравоохранения ЛО от 26.04.2022 г.
Тип файла: pdf
Размер файла: 0.34 МБ