Разработан стандарт раскрытия информации о размере комиссии при осуществлении платежей через терминалы и банкоматы

ФАС России и Банк России в целях реализации «дорожной карты»[1] по развитию конкуренции разработали рекомендации о порядке раскрытия информации о размере вознаграждения, взимаемого с потребителя при оказании услуг с использованием банкоматов и платежных терминалов

Документ был утвержден совместным письмом ФАС России и Банка России[2] и распространяется на организации, оказывающие платежные услуги[3].

Основанием для подготовки рекомендаций послужило поступление в антимонопольные органы информации о том, что в ряде случаев отдельные хозяйствующие субъекты пытаются получить преимущества при оказании платежных услуг гражданам с использованием платежных терминалов/банкоматов, предоставляя неточные или искаженные сведения об условиях оказываемых услуг.

Так, отдельные участники рынка представляют на дисплее платежного терминала/банкомата информацию о комиссии, взимаемой за совершение соответствующих операций, в крайне недоступной для нормального восприятия форме, используя в совокупности следующие психологические уловки:

- представляют на дисплее терминала информацию о наличии комиссии и ее размере только после нажатия на дополнительные кнопки;

- используют не бросающуюся в глаза цветовую гамму таких кнопок (например, серого и белого на белом фоне экрана терминала);

- представляют возможность получить информацию обо всех размерах комиссий в зависимости от суммы платежа только в несколько этапов нажатия нескольких аналогичных кнопок;

- представляют информацию о размерах комиссии в одном списке в разных выражениях — в рублях и процентах. В зависимости от суммы платежа в меньшем случае указывая сумму в рублях (например, комиссия при пополнении от 100 до 500 рублей будет 25 рублей, а при пополнении свыше 500 до 5000 будет 25%). Поскольку эти условия идут в одном списке, потребитель может должным образом не воспринять разницу в итоговой сумме комиссии.

«Все эти уловки можно расценивать, как стремление владельца терминала/банкомата ввести потребителя в заблуждение относительно стоимости предлагаемой платежной услуги, что может являться проявлением одной из форм недобросовестной конкуренции», – отметила Ольга Сергеева, начальник Управления контроля финансовых рынков ФАС России.

Таким образом, разработанные рекомендации направлены на исключение использования подобных неконкурентных методов доведения информации до потребителей.

Например, внимание в данных рекомендациях акцентировано на необходимости раскрывать потребителю достоверную и полную информацию об условиях оказания услуг, в том числе о размере взимаемого вознаграждения, до момента начала внесения потребителем наличных денежных средств в банкомат/платежный терминал.

Кроме того, согласно документу, до момента начала внесения потребителем денежных средств потребители также должны быть ознакомлены с полной информацией о возможности или невозможности возврата в наличной форме внесенных в банкомат/платежный терминал денежных средств (в случае отказа от совершения операции или возврата излишне внесенной суммы денежных средств).

«Рекомендации послужат одной из мер предупредительного характера, а следование им будет способствовать повышению прозрачности деятельности поименованных в них хозяйствующих субъектов, формированию полного представления о предлагаемых ими платежных услугах, повышению доверия к ним и защите конкуренции на рынке оказания платежных услуг», – пояснил заместитель руководителя ФАС России Андрей Кашеваров.

[1] пункта 8 раздела XIV «Финансовые рынки» Плана мероприятий по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018-2020 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.08.2018 № 1697-р

[2] от 29.03.2019 № АК/25611/19 и № ИН-06-52/29

[3] кредитные организации, банковских платежных агентов, банковских платежных субагентов, платежных агентов при оказании ими потребителям соответствующих услуг с использованием банкоматов и (или) платежных терминалов

По информации ФАС России