О промежуточных итогах работы Липецкого УФАС России

16 июля состоялась пресс-конференция руководителя Липецкого УФАС России Ирины Поткиной по итогам работы Управления за первое полугодие 2019 года.

За отчетный период в Липецкое УФАС России поступило 455 заявлений и жалоб. Рассмотрено 423 акта реагирования на выявленные нарушения, из них 250 постановлений об административных правонарушениях. Общая сумма взысканных штрафов – 5 млн. 870,0 тыс. руб.

В ходе пресс-конференции Ирина Владимировна подвела промежуточные итоги реализации в Липецкой области Национального плана развития конкуренции, утвержденного Указом Президента РФ от 21 декабря 2017 г. № 618 “Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции”.

«Этот год, как и предыдущий, знаменуется тем, что мы мониторили исполнение Национального плана, утвержденного Указом Президента РФ, и активно взаимодействовали со всеми органами в целях достижения необходимых результатов, так как Указ адресован всем органам законодательной и исполнительной власти, органам местного самоуправления, которые должны обеспечивать развитие конкуренции как на федеральном уровне, так и в регионе».

Мероприятия Национального плана направлены на достижение трёх ключевых показателей.

Первый из них - снижение количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления к 2020 году не менее чем в 2 раза по сравнению с 2017 годом - активно достигается регионом.

«На 58% снизилось количество выявляемых нарушений со стороны органов власти и органов местного самоуправления», - отметила Ирина Владимировна.

По второму показателю - обеспечение во всех отраслях экономики Российской Федерации, за исключением сфер деятельности субъектов естественных монополий и организаций оборонно-промышленного комплекса, присутствия не менее трех хозяйствующих субъектов, не менее чем один из которых относится к частному бизнесу - Липецкий регион также демонстрирует положительные результаты.

По словам руководителя ведомства:

«Количество унитарных предприятий снизилось на 11,3%».

И, наконец, третий показатель - увеличение к 2020 году доли закупок, участниками которых являются только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, в сфере государственного и муниципального заказа, обеспечен нашим регионом, поскольку более 50% контрактов по объему денежных средств заключаются с субъектами малого и среднего предпринимательства. Вместе с тем, 44-ФЗ предусматривает не менее 15% таких закупок.

Кроме того, в этом году в результате взаимодействия Липецкого УФАС России с администрацией региона была реализована инициатива антимонопольного ведомства по внесению поправок в закон Липецкой области, который предусматривал осуществление закупок на содержание и проведение ремонта региональных дорог, проведение кадастровых работ у единственного поставщика - унитарного предприятия.

«Теперь же, благодаря внесенным изменениям, такие закупки будут осуществляться на конкурентной основе, согласно 44-ФЗ, что позволит, в том числе, субъектам малого и среднего предпринимательства вступать в честную борьбу за контракт».

Затем руководитель ведомства рассказала о наиболее значимых делах Управления.

Так, в первом полугодии Липецкое УФАС России признало факт злоупотребления доминирующим положением путем установления монопольно высокой цены на техобслуживание плиты газовой четырёхгорелочной со стороны АО "Газпром газораспределение Липецк".

Совместными действиями покушались на конкуренцию администрация сельского поселения Долгоруковский сельсовет Долгоруковского муниципального района Липецкой области и три хозяйствующих субъекта. Сообщники искусственно раздробили закупку – заключили 36 договоров по 100 000 рублей на проведение капитального ремонта площади села Долгоруково без проведения торгов. Таким образом, другие потенциальные участники рынка не смогли побороться за заключение контракта. Арбитражный суд поддержал позицию антимонопольного органа.

В отчетном периоде Липецкое УФАС России раскрыло 4 картельных сговора на торгах на поставку медицинских изделий и проведение строительных работ.

Ирина Владимировна подчеркнула:

«В Указе Президента РФ говорится о необходимости взаимодействия с правоохранительными органами в целях предупреждения и пресечения ограничивающих конкуренцию соглашений. Реализация заключенного соглашения с Прокуратурой Липецкой области и деятельность созданной под руководством Прокурора Липецкой области рабочей группы позволили возбудить дело по ст. 178 УК РФ, предусматривающей уголовную ответственность за заключение картельных соглашений».

Шла речь и о недобросовестной конкуренции.  В последнее время участились случаи использования термина «адвокат» в названиях организаций, предоставляющих юридические услуги. Однако использовать термин «адвокат» или словосочетания с данным термином могут только непосредственно адвокаты, либо адвокатские образования, определенные в соответствии с Законом об адвокатуре. В ином случае, организации просто вводят граждан в заблуждение.

Под пристальным вниманием Управления и контроль за соблюдением закона о рекламе.  В отчетном периоде пресекалась реклама долевого строительства: на сайте рекламораспространителя не было указано, где можно ознакомиться с проектной декларацией. В свою очередь, проектная декларация является ключевым документом, по которому потенциальные дольщики оценивают всю информацию об объекте и застройщике, а после принимают решение о значительном вложении своих денежных средств.

Среди наиболее частых нарушений – незаконная реклама финансовых услуг. Банки мелким шрифтом указывали существенную информацию о расходах, которые могли понести потребители, а крупным шрифтом - привлекательный процент. По частоте нарушений с рекламой финансовых услуг соперничает смс-реклама. Здесь суть нарушения в том, что рекламораспространитель без согласия абонента присылал рекламные сообщения. Ведомство ведет активную борьбу с вышеназванными видами незаконной рекламы.

Что касается контроля за соблюдением Закона о контрактной системе, то за прошедший период Липецкое УФАС России рассмотрело 173 жалобы,96 обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков и   вынесло 123 постановления о наложении штрафов на общую сумму 1 млн. 365,7 тыс. руб.

Пресс-служба Липецкого УФАС России

17.07.2019