Информация Липецкого управления ФАС России по итогам работы за 2008 год

В 2008 году Управление ФАС по Липецкой области осуществляло контроль за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, в сфере размещения заказов и рекламы, а также над деятельностью естественных монополий. Результаты работы за минувший год свидетельствуют о эффективности работы Управления.

Антимонопольный контроль

За отчетный период возросло количество поступивших заявлений о нарушении антимонопольного законодательства (в 2007г. – 34, в 2008г. - 45), что связано с постоянной работой по разъяснению возможности защиты своих прав в антимонопольном органе и повышением правовой грамотности хозяйствующих субъектов. Необходимо отметить, что если ранее заявления, поступившие от хозяйствующих субъектов по вопросам конкуренции, носили в большинстве своем просьбы консультационного характера, то в 2008 году заявители во всех случаях просили антимонопольный орган разобраться в действиях конкурентов и привлечь их к ответственности согласно действующему законодательству.

В отчетном периоде Липецким УФАС было принято 52 решения о признании нарушений по результатам рассмотрения антимонопольных дел, из них 9 обжаловано в Арбитражных судах. По состоянию на отчетную дату управлением завершено 3 судебных процесса: решения и предписания антимонопольного органа по ст. 14 Закона «О защите конкуренции» признаны законными и обоснованными. По 6 судебным процессам решения находятся в стадии судебного обжалования.

Увеличение количества дел возбужденных в 2008г. по нарушениям Закона «О защите конкуренции» (67) по сравнению с 2007г. (35) можно объяснить активизацией экономической деятельности хозяйствующих субъектов и защитой своих прав минуя судебные инстанции.

Управление ведет работу по разъяснению требований действующего законодательства и ответственности за нарушение антимонопольного законодательства. Поэтому доля повторных нарушений ФЗ «О защите конкуренции» невелика.

Хозяйствующий субъект, допустивший наибольшее количество повторных нарушений ст. 10 (злоупотребление доминирующим положением) – ООО ГУК «Правобережная».

По нарушению, выразившемуся в принятия ограничивающих конкуренцию актов и действий в общем количестве фактов принятия актов и действий (бездействий) на товарных рынках и рынке финансовых услуг, «лидируют» администрация г. Ельца и Управление потребительского рынка Липецкой области.

Активные меры по разъяснению и применению антимонопольного законодательства способствовали уменьшению распространения ложных, неточных или искаженных сведений.

Бурное развитие в области малого и среднего бизнеса и в первую очередь в торговле вызвало увеличение роста случаев незаконного использования результатов интеллектуальной деятельности (в 2008 году рост составил 20% по сравнению с 2007 годом), что потребовало от антимонопольного органа оперативных действенных мер по их пресечению.

Сотрудниками Липецкого УФАС России проведен анализ 243 нормативно-правовых актов администрации Липецкой области и органов местного самоуправления городов и районов области. Управление на протяжении ряда лет практикует согласование проектов нормативных актов органов местного самоуправление. Как показывает практика, это позволяет в результате уменьшить количество возможных нарушений антимонопольного законодательства.

В 2008 году Управление обратилось в арбитражный суд Липецкой области с иском о признании статьи 9.6, 9.8, 9.10 и 12.5 (в части рассмотрения дел, предусмотренных статьями 9.6, 9.8 и 9.10) Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях, части 1, 2 и 4 статьи 13 Закона Липецкой области «Об организации пассажирских перевозок автомобильным и городским электрическим пассажирским транспортом общего пользования в Липецкой области» недействующими. Исковое заявление, находится в стадии судебного разбирательства.

Контроль экономической концентрации

В целях оценки степени развитости конкуренции проведен анализ конкурентной среды на товарных рынках на следующих приоритетных направлениях: розничная торговля нефтепродуктами, производства молочной продукции, хлебобулочных изделий, строительных нерудных материалов, розничный рынок электроэнергии и др. По результатам анализа в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, были включены 4 хозяйствующих субъектов, исключено 3 хозяйствующих субъекта. Всего в региональный Реестр включено 50 хозяйствующих субъектов.

Контроль рекламной деятельности

В течение отчетного периода Управление отрабатывало на практике вступившие в силу изменения в рекламное законодательство и в первую очередь вопросы, касающиеся размещения наружной рекламы. В этих целях проводились неоднократно семинары со специалистами районных администраций, в местные администрации направлялись письма с разъяснениями отдельных положений применения законодательства о рекламе, велись консультации с сотрудниками других теруправлений.

В 2008 г. Управлением выявлено 126 фактов нарушений законодательства о рекламе, что на 8,62% больше по сравнению с предыдущим периодом (в 2007 г.-116). Специалисты управления регулярно анализировали печатные СМИ, просматривали рекламные блоки, выходящие на телеканалах, прослушивали радиорекламу на предмет выявления нарушений рекламного законодательства, проводили выездные проверки объектов наружной рекламы.

Всего рассмотрено 59 дел и выдано 42 предписания о прекращении нарушений рекламного законодательства (в 2007 г. рассмотрено 42 дела с выдачей 26 предписаний).

Большая работа была проведена по пресечению нарушений ч.3 ст.19 Закона «О рекламе», которая запрещает размещать рекламу на одной опоре со знаками дорожного движения.

Учитывая массовую рекламу банковских структур в средствах массовой информации, которая в большинстве своем распространялась с нарушением ст.28 ФЗ «О рекламе», Управление во втором полугодии отчетного года приняло комплекс мер по предупреждению и пресечению имеющихся нарушений.

В отчетном году во многих случаях Управление взаимодействовало с органами прокуратуры, результатом которого явилось проведение совместных мероприятий на соблюдение законодательства о рекламе.

Практика работы Липецкого УФАС по предупреждению нарушений Закона «О рекламе» состояла в ужесточении мер административного воздействия к нарушителям законодательства о рекламе. Так, в 2008 г. возбуждено 38 административных дел, по 23 делам вынесены постановления о наложении штрафа на сумму 1027500 рублей (в 2007г. наложено штрафов на сумму 415000 руб.).

Контроль размещения заказов

В рамках осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства проводились проверки процедур размещения заказов. Организаторам и участникам конкурсов разъяснялись требования антимонопольного законодательства и законодательства о размещении заказов при проведении процедур закупок.

В 2008 году управлением проведено 50 проверок размещения заказов, в результате которых проверено 3898 размещений заказов, из них выявлено 134 размещений заказов с нарушениями. Самые распространенные нарушения выражаются в требованиях к участникам либо к заявке противоречащих закону (24) и необоснованном отказе в допуске (20).

Липецким УФАС России возбуждено 31 дело об административных правонарушениях, из них 6 - в отношении должностных лиц федеральных заказчиков, членов их комиссий; 10 - в отношении должностных лиц областных заказчиков, членов их комиссий; 15 - в отношении должностных лиц муниципальных заказчиков, членов их комиссий. По ним наложено административных штрафов на сумму 298 000 рублей.

Практика применения мер административной ответственности

В отчетный период Управлением всего возбуждено 99 административных дел, из которых по 51 делу вынесены постановления о наложении штрафа на сумму 8976 тысяч рублей.

Работа по адвокатированию конкуренции

Управлением проводится постоянная работа по адвокатированию антимонопольного законодательства, законодательства о закупках, рекламе, естественных монополий.

Сотрудники Управления неоднократно освещали в СМИ развитие ценовой ситуации на розничном рынке нефтепродуктов, состояние цен в регионе на социально значимые продукты. Информация по анализу ситуации на рынках яйца, хлеба, сахара, молочной продукции и о рассмотренных Управлением делах и принятых решениях размещалась на сайте управления. Сотрудники Управления принимали активное участие в совещаниях по вопросам законодательства о закупках, государственной и муниципальной помощи, законодательства о естественных монополиях, рекламе.

В отчетный период при Липецком УФАС России создан общественно-консультативный совет, одной из важных задач, которого является организация и проведение мониторингов деятельности Федеральной антимонопольной службы, а также подготовка докладов о соблюдении общественных интересов в деятельности антимонопольных органов.

Сотрудники Управления также принимали участие в межведомственной рабочей группе по противодействию ценовому сговору, биржевым спекуляциям, и иным проявлениям, способствующим повышению цен.