Итоги работы Липецкого управления ФАС России в 2009г

В 2009 году Липецкое Управление ФАС России осуществляло функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках и защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий, рекламы, законодательства о размещении заказов на территории области.

Эффективность работы Липецкого управления подтверждается стабильным ростом соответствующих показателей на протяжении ряда лет.

В связи с постоянной работой по разъяснению возможности защиты своих прав в антимонопольном органе и повышением правовой грамотности хозяйствующих субъектов значительно возросло количество поступивших заявлений о нарушении антимонопольного законодательства по сравнению с 2008годом: рассмотрено 77 (2008г - рассмотрено 45 заявлений).

За отчетный период установлено 72 факта нарушения антимонопольного законодательства, возбуждено 69 дел, из них по 46 делам по результатам рассмотрения выданы предписания, в остальных случаях нарушения устранены в добровольном порядке. За нарушение антимонопольного законодательства применены меры административной ответственности: выдано 19 постановлений о наложении штрафа на сумму 38186 тыс. руб.

Особое внимание Липецкое управление уделяло ситуации на социально значимых рынках (рынок лекарств, рынок продовольственных товаров и т.д.), а также рынкам, имеющим инфраструктурное значение для экономики региона (рынок нефтепродуктов, электроэнергии, жилищно-коммунальных услуг и т.д.).

В целях осуществления контроля доступности и обеспеченности населения на территории региона лекарственными средствами управление осуществляет мониторинг цен на лекарственные средства на розничном рынке, а также проводило совместно с прокуратурой области и УВД проверки аптечных сетей на предмет наличия и ценообразования препаратов, предназначенных для лечения и профилактики гриппа. Данные действия антимонопольной службы привели к сдерживанию ценового натиска поставщиков лекарственных средств в регионе.

Проводимый еженедельный мониторинг цен на такие продукты как хлеб, яйцо, молочные продукты, мясо птицы, позволил своевременно реагировать на необоснованное повышение цен и не давал возможности торговым сетям злоупотреблять своей рыночной властью.

Кроме того, проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке розничной торговли продовольственными товарами. В границах всей Липецкой области выявлено усиление совокупной доли торговых розничных сетей. То есть, проявляется тенденция уменьшения доли небольших торговых точек (малого предпринимательства и продовольственных рынков), как сегмента розничного рынка торговли продовольственными товарами. Наибольшую долю (более 30%)на рынке розничной торговли продовольственными товарами в г. Липецке и области занимает компания X5 Retail Group N.V. (сети магазинов «Пятёрочка», «Перекрёсток», «Карусель»).

Проведенный в 2009г. анализ состояния конкуренции на рынке производства и реализации мяса птицы, а также яйца куриного, позволил выявить хозяйствующие субъекты, имеющие долю на данных рынках более 35%, и как следствие, в дальнейшем антимонопольный контроль не позволит хозсубъектам злоупотреблять своим доминирующим положением, в том числе не обоснованно повышать цены на свою продукцию. По результатам анализа состояния конкурентной среды на различных товарных рынках региона в 2009 году 27 хозяйствующих субъектов были включены Реестр хозяйствующих субъектов имеющих долю на рынке определенного товара долю более 35% , исключен 1 хозяйствующий субъект. Всего в вышеуказанном Реестре находится 76 хозяйствующих субъектов, контроль поведения которых на соответствующих товарных рынках осуществляет антимонопольный орган.

Проводимый управлением на протяжении ряда лет мониторинг цен на розничном рынке реализации нефтепродуктов позволяет своевременно реагировать на изменение ценовой политики участников рынка и проводить оценку их деятельности на соответствие антимонопольному законодательству.

Управление проводило мониторинг цен на авиакеросин, что способствовало сдерживанию цен на авиаперевозки.

Совместно с центральным аппаратом ФАС России Липецкое управление осуществляло контроль за совершением сделок по приобретению акций, долей, имущества хозяйствующих субъектов осуществляющих деятельность на рынке производства сахара. Установлено, что сахарные заводы на территории региона оказывают толинговые услуги производителям сахарной свеклы, при этом сахарными заводами предлагались различные условия при заключении договоров, порой не выгодных для производителей сахарной свеклы.

Так, управлением в отношении ОАО «Лебедянский сахарный завод» возбуждено антимонопольное дело в связи с навязыванием невыгодных условий договора производителям сахарной свеклы, а именно — при покупке сахарной свеклы устанавливается необоснованно низкую цену сырья, и, наоборот, при переработке необоснованно завышает стоимость своих услуг. Установлено, что ОАО «Лебедянский сахарный завод» занимает доминирующее положение на рынке производства сахара в границах Лебедянского, Добровского, Лев-Толстовского районов. Установлено, что для всех контрагентов ОАО «Лебедянский сахарный завод» предлагает разную стоимость переработки: кроме процентного соотношения 65 на 35, еще дополнительную оплату услуг переработки с различным процентом выхода сахара-песка 11% и 12%. Дополнительная оплата не предложена только контрагентам (производителями сахарной свеклы), находящихся в Тульской области и Чаплыгинском районе, где товаропроизводителя необходимо заинтересовать для поставки сахарной свеклы на ОАО «Лебедянский сахарный завод». Данное обстоятельство приводит к созданию дискриминационных условий для хозяйствующих субъектов. По результатам рассмотрения антимонопольного дела было выдано предписание об устранении выявленных нарушений, которое в настоящее время оспаривается в арбитражном суде Липецкой области.

Липецкое управление продолжило проведение контрольных мероприятий по выделению земельных участков для жилищного строительства, индивидуального жилищного строительства и для их комплексного освоения в целях жилищного строительства из земель, находящихся в государственной либо в муниципальной собственности, в рамках контроля за реализацией на территории области национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России»: осуществляя мониторинг нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, на основании которых предоставлялись земельные участки. Выявлен ряд нарушений.

Управлением проводилась работа с хозсубъектами строительного комплекса, рассматривались проблемы строительства инженерных сетей в г. Липецке и их дальнейшая эксплуатация.

В течении года управление проводило активную работу по проверке хозяйствующих субъектов, действующих в сфере ЖКХ, на предмет соблюдения ими требований антимонопольного законодательства. Ряд управляющих компаний были признаны управлением как нарушившими требования Постановления Правительства РФ № 307 от 23 мая 2006 года утверждающие «Правила предоставления коммунальных услуг населению» и привлечены к ответственности, в том числе к административной. Работа в данном направлении имела большое правовое значение, так как в настоящее время Правительством РФ вносятся поправки в вышеуказанные Правила. В результате проведенной работы многие хозяйствующие субъекты и граждане, обратившиеся в управление, получили квалифицированную юридическую помощь в плане пользования своими правами.

Значительное внимание было уделено деятельности энергосбытовых компаний и соблюдению ими антимонопольного законодательства на розничном рынке электрической энергии. В результате оперативно принимаемых мер пресечены действия доминирующих компаний по недопущению на указанные рынки новых хозяйствующих субъектов. Однако следует отметить, что, несмотря на строгий запрет о препятствовании развития здоровой конкуренции на рынке розничной продажи электрической энергии, в 2009 году была пресечена попытка ОАО «Липецкая энергосбытовая компания» не допустить на рынок оптовой торговли, и как следствие на розничный рынок, другого хозяйствующего субъекта ООО Энергосбытовая компания «Особой экономической зоны». За нарушение антимонопольного законодательства ОАО «ЛЭСК» было привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 29 982 110 рублей. Решение и Постановление о наложении штрафа были обжалованы в арбитражных судах всех трех инстанций и были признаны законными.

В управлении оперативно рассматривали поступившие жалобы и заявления граждан и хозяйствующих субъектов. И как пример по заявлению МУП «Тепловые сети» г. Грязи на действия ООО «Котельная» г. Грязи по факту уклонения от заключения договора поставки тепловой энергии, для нужд жителей гор. Грязи, управлением были приняты оперативные меры. В результате своевременно был заключен договор поставки тепловой энергии потребителям, что позволило без аварийных ситуаций и бесперебойно провести отопительный сезон в условиях сильных морозов.

Действующим законодательством предусмотрено, что государственная и муниципальная преференции предоставляется с предварительного согласия антимонопольного органа (ст.ст. 19-21), управление неоднократно информировало об этом администрации городов и районов области, и рассматривало заявления о предоставлении преференций хозяйствующим субъектам. Рассмотрено 66 заявлений от органов власти и органов местного самоуправления, дано 53 положительных заключения.

В рамках осуществления контроля за соблюдением требований действующего законодательства при проведении размещения заказов на поставку товаров, выполнения работ, оказание услуг для государственных нужд и нужд местного самоуправления управлением проведена 71 проверка, рассмотрено 238 жалоб участников размещения заказов. Выявлено 139 нарушений, выдано 80 предписаний, все из которых исполнены в полном объеме. Рассмотрено 28 обращений заказчиков различных уровней о включении в реестр недобросовестных поставщиков. В результате 17 хозяйствующих субъектов включено в реестр недобросовестных поставщиков и на протяжении двух лет они не смогут принимать участие в размещении заказов во всех регионах страны. Всего управлением в реестре недобросовестных поставщиков внесен 21 хозяйствующий субъект.

Возбуждено 105 дел об административных правонарушениях, из них 42 - в отношении должностных лиц федеральных заказчиков, членов их комиссий; 21 - в отношении должностных лиц областных заказчиков, членов их комиссий; 42 - в отношении должностных лиц муниципальных заказчиков, членов их комиссий. Наложено административных штрафов на сумму 1946 тыс. руб.

Управление проводило активную работу по выявлению сговоров, которые приводили к поддержанию цен на торгах, и как следствие, исключали возможность экономии бюджетных средств.

Значительная работа была проведена по пресечению нарушений законодательства о рекламе. Так в результате проведенных управлением мероприятий на территории региона исчезла реклама хозяйствующих субъектов на опорах знаков дорожного движения, что положительно сказалось на безопасности дорожного движения. Особое внимание уделялось рекламе, обращенной к детям или использующей детские образы. Зачастую рекламодатель злоупотребляет этим и размещает детский образ на товары, которые к ним не относятся. Постоянно мониторится реклама алкоголя, табака, продуктов питания, лекарств и всего, что связано напрямую со здоровьем человека. Данное направление деятельности управления нашло свое подтверждение в требованиях Президента и Правительства Российской Федерации. Значительное внимание уделялось рекламе стимулирующих мероприятий, предусматривающих проведение стимулирующей лотереи, конкурса или иного подобного мероприятия, условием участия в котором является обязательное приобретение определенного товара. Зачастую под рекламой выдачи соответствующих подарков и вознаграждений, рекламодатель шел на прямой обман потребителей рекламы и в конечном итоге вознаграждения не выдавались, так как в рекламе отсутствовала информация о количестве подарков и вознаграждений, место розыгрыша и т.д. Управлением было рассмотрено более 20 подобных дел о нарушении законодательства о рекламе. Данное направление деятельности остается актуальным и в текущем году.

В отчетном периоде управление продолжило работу по рекламе игорных заведений.

Как результат проводимой управлением работы является то, что на улицах нашего города практически отсутствует реклама, которая в силу своего воздействия может отрицательно повлиять на наших граждан и особенно на молодежь. Более того, хотелось отметить, что нами проведена большая работа за контролем рекламы на транспорте. В условиях современной жизни, в условиях новых экономических отношений, продвижение любого товара без проведения рекламной компании практически не возможно. Данная ситуация в условиях развивающейся конкуренции, это нормально. Но, имеют место случаи и они не редки, это когда рекламодатели или рекламораспространители не стесняются в содержании своих реклам.

Приведу пример: На фасаде здания торгового центра «Маэстро» (пр. Победы 6) антимонопольным органом установлен факт размещения рекламы следующего содержания: «СЕРЕГА ЛОХ! Здесь кабины дешевле. Выбор! 200М2 Ду (е) шевые кабины». Комиссия управления ФАС по факту распространения данной рекламы установила нарушение, и приняло Решение в соответствии, с которым ИП (Манюхина Н.А.) признан нарушившим п. 4 часть 4 и 6 ст. 5 закона О рекламе и соответственно было выдано Предписание для устранения допущенных нарушений.

Одновременно управлением по данному факту было возбуждено административное производство по ст. 14.3 КоАП РФ, которая предусматривает административное наказание в виде штрафа в размере 20 тыс. рублей.

По мнению антимонопольного органа, подобная реклама формирует у потребителей негативное отношение к лицам, которые приобрели душевые кабины не в «Маэстро», а в других торговых местах, а также осуждает таких людей.

В управлении организован прием граждан по вопросам деятельности управления, всего принято более 100 человек. Кроме того сотрудниками управления дано более 350 консультаций по вопросам антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе и размещении заказов. Неоднократно давались интервью в СМИ о развитии ценовой ситуации на розничном рынке нефтепродуктов, о состоянии цен в регионе на социально значимые продукты, проводились пресс-конференции по наиболее актуальным вопросам.