Текст доклада руководителя Липецкого УФАС на заседании Коллегии территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по Липецкой области

Уважаемый Николай Иванович!

Члены коллегии, присутствующие.

Липецким Управлением Федеральной антимонопольной службы России, во исполнение указаний Президента Российской Федерации, поручения Председателя Правительства Российской Федерации от 19.08.2009 года № ВП-П12-4822 по контролю организации закупок лекарственных средств, медицинского оборудования осуществляемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, во взаимодействии с органами местного самоуправления области, Прокуратурой области, Управлениями здравоохранения, внутренних дел, осуществляется контроль за соблюдением требований Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федерального закона от 21.07.2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» при размещении государственных и муниципальных заказов на поставку лекарственных средств и медицинского оборудования.

По имеющимся данным в 2009 году в нашей области заключено государственных и муниципальных контрактов на поставку лекарственных средств на сумму более 1 014 986 тыс руб.( область 845 012 тыс. руб, город 269974), закуплено медицинского оборудования на сумму более 48 312 тыс. руб.

В 1-м квартале 2010 года закуплено лекарственных средств на сумму более 445 141 тыс руб., только Управлением здравоохранения Липецкой области в 1-м квартале 2010 года заключено 348 государственных контрактов на поставку лекарственных средств на сумму 382 940 тыс. руб. по 764 наименованиям лекарств.

Липецким антимонопольным управлением в 2009 году проведено 243 контрольных мероприятий по проверке соблюдения Закона о закупках, в том числе 20 по проверке закупок лекарственных средств и медицинского оборудования для государственных и муниципальных нужд, при этом проверено 962 лота, в том числе 65 лотов по закупкам лекарств и медицинского оборудования. По результатам проверок закупок лекарственных средств и медицинского оборудования выдано 7 предписаний об устранении выявленных нарушений Закона.

В первом квартале 2010 года проведено 37 контрольных мероприятий( жалоб 22, внеплановые проверки 13, плановые 2, в т. ч 1 проверка с Прокуратурой Л.О.), проверено 1152 лота. Осуществлено 7 проверок закупок лекарственных средств, в том числе 1 проверка размещения заказов Управлением здравоохранения Липецкой области проводилась совместно с Прокуратурой Липецкой области. По результатам проверок выдано 3 предписания об устранении выявленных нарушений.

Для работы в составе комиссии по рассмотрению жалоб участников размещения заказов и проведению внеплановых проверок государственных и муниципальных заказов на поставку лекарственных средств и медицинского оборудования приглашаются сотрудники УВД Липецкой области.

Вопросы контроля за использованием бюджетных средств, выделенных на закупку лекарств и медицинского оборудования, регулярно обсуждаются на заседаниях межведомственной рабочей группы по противодействию коррупции.

В практике имеют место спорные ситуации при формировании заказчиками предмета торгов на поставку лекарственных средств.

С одной стороны Закон о размещении заказов требует от заказчика установить требования к товару для определения соответствия поставляемого товара потребностям заказчика ( ч.2 ст. 22, ч.2 ст. 34, п. 4 ст. 43), с другой стороны эти требования не должны ограничивать число участников размещения заказа ( ч.3 ст.22, ч.3.1 ст.34, ч. 2 ст.45). Между тем, любое требование к товару, описание его характеристик в той или иной степени неизбежно ограничивает количество участников. Отдельные заказчики в требованиях к поставляемому товару относительно качественных характеристик , ссылаясь на часть 2 ст.34 Закона о размещении заказов включают всевозможные показатели (дозировка, условия хранения, способ введения, противопоказания к применению, побочные эффекты и т.д.) ориентированные на единственного производителя лекарственного средства, фактически полностью дублируя инструкцию по применению конкретного лекарственного средства, что исключает полную эквивалентность предлагаемых.

По мнению Липецкого УФАС РФ, учитывая, что заказчик вправе приобретать любые лекарственные средства в зависимости от потребности, однако при этом, устанавливая требования ограничивающие количество участников заказчик обязан обосновать разумность и обоснованность таких ограничений консолидированным мнением медицинского профессионального сообщества, базирующегося на клинических протоколах и методических рекомендациях.

Данная проблема была отмечена на рабочем совещании Территориальных органов ФАС России, расположенных в Центральном федеральном округе 22.04.2010 года.

В конце 2009 года начале 2010 года участились случаи не исполнения победителями торгов и запроса котировок обязательств по заключенным ими государственным и муниципальным контрактам, что приводит к перебоям в поставках лекарственных средств.

Так 21.12.2009 года Арбитражным судом Липецкой области, в связи с существенными нарушениями условий контракта, расторгнут муниципальный контракт на поставку шовного материала (полигликолида) заключенный между МУ Городская больница «Липецк-Мед» и ООО «Волоть», в связи с этим сведения об ООО «Волоть» включены в реестр недобросовестных поставщиков.

В ходе проведения проверок материалов о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений о недобросовестных поставщиках, установлены случаи расторжения государственных и муниципальных контрактов в связи с неисполнением поставщиком условий муниципального или государственного контракта по соглашению сторон (ГУЗ Липецкий областной перинатальный центр — ООО «Фармпроизводство», поставка лекарственных средств, МУЗ ГБ «Свободный Сокол» -.ООО «Альфамед»), что исключает включение сведений о данных недобросовестных поставщиках в РНП.

В марте 2010 года поставщик по государственному контракту № 72 ГК от 02. 04.2010 на поставку растворов для перетониального диализа ООО «Воронежформация» поставил заказчику ГУЗ «Липецкая областная клиническая больница» продукцию не прошедшую государственную регистрацию без сертификатов соответствия, в связи с этим в приемке указанного товара отказано.

Поскольку речь идет о лекарственных средствах отнесенных к жизнено важным необходимым препаратам создается угроза жизни пациентам находящимся на заместительной почечной терапии способом перитониального диализа.

Заказчики, а это как правило главные врачи лечебных учреждений, на совместном совещании Управления здравоохранения и антимонопольной службы предупреждены о недопустимости закупок лекарственных средств по торговым наименованиям а только по международным непатентованным наименованиям, за исключением закупок инсулинов и циклоспоринов.

Постановлением Правительства РФ от 8 августа 2009 г. N 654 "О совершенствовании государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства"установлено, чтооптовая организация или аптечное учреждение с 01.04.2010 не имеет право реализовать ЖНВЛС, если производители данных лекарственных средств не зарегистрировали предельную отпускную цену на эти лекарственные средства .

Реализации производителем, организацией оптовой торговли или аптечным учреждением жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, не прошедших государственную регистрацию предельных отпускных цен производителя, при включении организацией оптовой торговли в протокол согласования цен поставки жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств недостоверных сведений о фактической отпускной цене производителя и (или) размере фактической оптовой надбавки виновные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. (пункт 8 постановления Правительства Российской Федерации от 08.08.2009 N 654).

Закупкам медицинского оборудования, расходных материалов так же уделяется особое внимание.

Например: Липецкий областной онкологический диспансер должен закупить в текущем году медицинское оборудования на 720 мил. руб., антимонопольным управлением данная информация доведена до межведомственной рабочей группы по противодействию коррупции и эта закупка взята на особый контроль сотрудниками антимонопольного Управления, УВД и ФСБ.

Работниками антимонопольного органа, регулярно проводится мониторинг размещаемых государственных и муниципальных заказов на закупку лекарственных средств и медицинского оборудования на официальных сайтах в сети Интернет, с целью выявления нарушений антимонопольного законодательства, законодательства о размещении государственных и муниципальных заказов.

Полагаем, что принимаемые меры позволят существенно снизить необоснованное завышения цен и коррупционные проявления при закупках лекарственных средств и медицинского оборудования.

Спасибо за внимание.