Липецкое УФАС провело контрольные мероприятия на предмет соблюдения торговыми сетями г. Липецка требований Закона о торговле

 

С 1 февраля 2010 года вступил в законную силу Федеральный закон «Об основах регулирования торговой деятельности в РФ».

Контроль за исполнением требований настоящего закона в части обеспечения конкуренции всеми участниками торговых отношений, возложен на Федеральную антимонопольную службу РФ и ее территориальные органы.

Управление ФАС по Липецкой области в исполнении возложенных функций провело ряд контрольных мероприятий на предмет оценки договорных практик между поставщиками продовольственных товаров и торговыми сетями, осуществляющих деятельность на локальных рынках услуг розничной торговли продовольственными товарами на предмет их соответствия требованиям вышеназванного Федерального закона.


При анализе договорной практики торговых сетей в качестве исходной информации использовалась информация, представленная торговыми сетями, а также информация, представленная хозяйствующими субъектами, осуществляющими поставку продовольственных товаров оптом торговым сетям.

На территории г. Липецка осуществляют розничную торговлю посредством организации торговой сети 12 хозяйствующих субъектов, а именно:

1. ЗАО «Тандер»;

2. ООО «Липка»;

3. ЗАО «Корпорация «ГРИНН» филиал «Гипермаркет «Линия»;

4. ЗАО «Торговый дом «Перекресток» Центрально-Черноземного филиала (X5 RetailGroup);

5. ООО «Подворье»;

6. ООО «СПАР-Липецк»;

7. ООО «Метро Кэш энд Керри»;

8. ТД «Пролетарский»;

9. ООО «Копейка-Воронеж»;

10. ООО «Тандем»;

11. ООО «Лимак-Трейд»;

12. ООО «Реал,-Гипермаркет».

Для анализа были выбраны некоторые условия поставок следующих групп товаров:

- Молочные, кисло-молочные продукты;

- Хлебобулочные изделия;

- Мясо, колбасы;

- Рыба;

- Бакалея (крупы, макаронные изделия и пр.);

- Овощи, фрукты;

- Соки, напитки.

В каждой сети было проанализировано не менее десяти поставщиков, также дополнительно были сделаны запросы еще 12 поставщикам для целей встречной проверки.


В ходе анализа договорных отношений торговых сетей с поставщиками продовольственных товаров, сложившихся до 1 февраля 2010 года, выявлены условия договоров, которые не являются характерными для обычной договорной практики поставок продукции. В договоры поставки включаются условия, предусматривающие различные выплаты в пользу торговой сети, в виде бонусов и штрафов, а также оплата дополнительных услуг. Подобного рода выплаты непосредственно не связаны с оплатой за поставленную продукцию. За возможность реализации поставщиком своей продукции через торговую сеть он вынужден выплачивать многочисленные платежи, связанные с открытием сетью новых торговых точек, изменением ассортиментного перечня реализуемых товаров, покрытием расходов сетей связанных с обеспечением сохранности продукции в торговом зале, покрытием расходов, связанных с естественной убылью продукции, отчисление поставщиком части своей выручки от реализации продукции, иные платежи.

Анализ условий договоров показал, что поставщики получают доступ в торговые сети на разных условиях. То есть типовой договор поставки продукции в торговую сеть содержит ряд определенных условий, предусматривающих различные выплаты в пользу сети, а также предоставление сетью на платной основе дополнительных информационных, логистических, мерчандайзинговых услуг. При этом условия договоров поставки, касающиеся видов и размеров выплат, различны для поставщиков.

В качестве примера управление ФАС приводит, что -

1. При рассмотрении договорной практики ООО «Тандем» выявлены одинаковые условия поставки продукции для всех поставщиков, которые могут являться для них невыгодными:

- премии при достижении согласованного объема закупок товара

- штраф за поставку и/или частичную поставку некачественного товара

  • штраф за каждый факт необоснованного отказа от подтверждения заказа

- штраф за каждый факт несоблюдения срока поставки по заказу

- штраф за каждый факт просрочки вывоза товара

    • штраф за каждый факт непредоставления или просрочки в предоставлении информации об изменениях в документации о качестве и/или маркировке товара, штрих-кода групповой упаковки

- штраф за каждый факт несоответствия цен в ТН/ТТН по отношению к ценам в спецификации

- возврат Поставщику товара сезонного спроса.


2. При рассмотрении договорной практики ЗАО «Торговый дом «Перекресток» выявлены различные условия поставки продукции для всех поставщиков, которые могут являться для них невыгодными:

- штраф в случае недружественного влияния, а также нарушения конфиденциальности условий договора

- сроки оплаты товара — от 14 до 45 календарных дней,

- скидка за согласованный объем закупок

- штраф за поставку и/или частичную поставку некачественного товара

- штраф за каждый факт необоснованного отказа от подтверждения заказа

- штраф за каждый факт несоблюдения срока поставки по заказа

- штраф за каждый факт недопоставки товара по заказу

- штраф за каждый факт просрочки вывоза товара

- штраф за каждый факт непредставления или просрочки в предоставлении информации об изменениях в документации о качестве и/или маркировке товара

- возврат Поставщику товара сезонного спроса.

Кроме перечисленных выше выплат предусмотрен ряд различных платных маркетинговых услуг.


Анализируя полученную информацию, управление ФАС по Липецкой области считает, что при реализации произведенной продукции через  торговые сети может препятствовать целый ряд барьеров, их можно разделить на 2 группы:

1. Административные барьеры, вытекающие из условий договоров поставки:

- возврат поставщику нереализованного товара,

- покупатель диктует формат поставки (поддоны, коробки, короба и т.п.).

2. Экономические барьеры. Осуществление поставок продукции в торговую сеть связано с возникновением у поставщика обязательств по оплате различных видов услуг, а также премий и штрафов в пользу сети.

- обязательное оказание сетью маркетинговых услуг на возмездной основе, в том числе реклама, промо-акции и др.,

- обременение договора поставки системой дополнительных выплат в пользу сети, в виде премий и штрафов, которые непосредственно не связаны с поставкой продукции,

- оплата товара, поставленного в торговую сеть, в рассрочку. Все договоры поставки предусматривают условие отсрочки платежа, то есть оплата товара осуществляется намного позднее после фактической поставки товара.

При проведении контрольных мероприятий, актов и (или) действий (бездействий) органов власти, которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности , отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, не выявлено.


Выводы

Анализ договорной практики, сложившейся до 01.02.2010г., а также структуры и объёмов выплат в пользу сети показал, что поставщикам навязываются невыгодные условия поставки товаров. Таким образом, торговые сети, занимая даже небольшую долю рынка, обладают рыночной силой довлеющей на поставщиков продукции, позволяющей диктовать такие условия договоров исполнение поставщиками, которых приводит к следующим негативным последствиям: росту затрат в себестоимости продукции, в связи с необходимостью оплачивать значительные суммы премий, бонусов и штрафов, использованию поставщиками «серых» схем налогообложения.

Система бонусов и штрафов ограничивает поставщиков в действиях по использованию прибыли, полученной от производства и реализации продукции. Часто часть финансового результата от деятельности поставщика направляется на уплату бонусов и штрафов, а не в сферу развития, расширения и стимулирования производства, последствием обременения поставщиков дополнительными выплатами может служить неэффективное расходование государственных средств (субсидий и дотаций), направляемых на поддержку производителей продукции.

Для местных поставщиков эти условия являются препятствием для представления своей продукции в сетевых торговых центрах.

Сети применяют к поставщикам систему дополнительных выплат в виде бонусов и штрафов, обеспечивающие сетям получение дополнительной прибыли, в то время как затраты поставщиков растут, а вместе с ними растет и цена товара. Доля затрат, связанных с выплатами в торговую сеть, в структуре себестоимости произведенной продукции занимает существенный объем. Таким образом, цена реализации товаров может быть снижена за счет исключения из себестоимости продукции затрат на оплату бонусов и штрафов.

Однако в связи с вступлением в силу с 1 февраля 2010 года Закона о торговле, условия договоров поставки продовольственных товаров, заключенных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, должны быть приведены в соответствие с требованиями данного Федерального закона до 1 августа 2010 года.

В связи с этим и ООО «Тандем», и ЗАО «Торговый дом «Перекресток» Центрально-Черноземного филиала начало работу по приведению в соответствие требованиям Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» договоров поставки продовольственных товаров, заключенных до вступления в силу названного Федерального закона. На данный момент большая часть договоров находится на стадии согласования с поставщиками.