О ситуации на российском рынке топлива
06 августа 2009, 04:00
О ситуации на российском рынке топлива.
Ответы на наиболее часто задаваемые вопросы
В адрес Президента России, Правительства и Федеральной антимонопольной службы поступают многочисленные обращения граждан по поводу наблюдаемого практически во всех регионах страны роста розничных цен на автомобильное топливо. Многие граждане, обращаясь в высшие органы власти Российской Федерации, требуют ввести государственное регулирование цен на бензин и дизельное топливо.
Также граждане указывают на недостаточное, с их точки зрения, снижение розничных цен на нефтепродукты по сравнению с уровнем падения мировых цен на нефть, которая является основной статьей затрат на производство автомобильного топлива.
Федеральная антимонопольная служба отвечает на поставленные вопросы в пределах своей компетенции.
Вопрос: Почему государство не регулирует цены на такой социально значимый продукт, как бензин?
Действующими законами Российской Федерации не предусмотрено государственное регулирование цен на нефтепродукты, и цены на указанные товары должны формироваться на основе рыночного механизма конкуренции.
Вопрос: Россия добывает нефть. Почему во многих странах, например, в США цены на бензин ниже, хотя эти страны импортируют нефть?
Практически на всех территориях России уровень конкуренции в сфере реализации нефтепродуктов недостаточен, поскольку рынки (в первую очередь – оптовые) в той или иной степени контролируются крупнейшими российскими вертикальноинтегрированными нефтяными компаниями – т.н. ВИНКами и их дочерними структурами. Все крупнейшие из ныне действующих нефтеперерабатывающих заводов были построены еще в период плановой экономики в привязке к определенным нефтедобывающим мощностям и для обеспечения нефтепродуктами определенных территорий.
Развитию конкуренции препятствует дефицит нефтеперерабатывающих мощностей и нефтехранилищ, высокие экономические и административные барьеры, затрудняющие появление на рынках новых игроков (стоимость строительства нефтеперерабатывающих заводов и нефтебаз, жесткие требования земельного и природоохранного законодательства).
Вопрос: Почему в последнее время выросли цены на заправках? Как ФАС России планирует действовать в сложившейся ситуации?
Сегодня на розничных ценах на топливо отражается произошедший в мае-июне всплеск оптовых цен, поскольку происходит реализация продукции, закупленной по завышенным ценам.
Первое повышение нефтяными компаниями в январе-феврале 2009 года оптовых цен на нефтепродукты (наряду с иными факторами) привело к замедлению снижения цен на нефтепродукты в рознице, а второе повышение нефтяными компаниями в мае-июне 2009 года оптовых цен – к росту розничных цен на нефтепродукты. При этом доходность розничной реализации автомобильного топлива в период с января по июль 2009 года существенно снизилась – например, по бензину АИ-92 розничная наценка в среднем по России снизилась с 6 рублей 91 копейки с литра до 1 рубля 5 копеек.
В случае выявления необоснованного роста цен на региональных оптовых и розничных рынках, территориальные управления ФАС России также возбуждают дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в отношении продавцов, реализующих нефтепродукты в опте, мелком опте и рознице.
В настоящее время Федеральная антимонопольная служба установила, что крупнейшие вертикальноинтегрированные нефтяные компании в январе-феврале и в мае-июне 2009 года искусственно создали на оптовом рынке автомобильного топлива дефицит и спровоцировали ажиотажный спрос со стороны перепродавцов автомобильного топлива, что привело к резкому и практически единовременному повышению оптовых цен и явилось причиной роста розничных цен в регионах Российской Федерации.
ФАС России квалифицировала указанные действия крупнейших нефтяных компаний - ОАО «Лукойл», ОАО «НК Роснефть», ОАО «ТНК-ВР Холдинг» и ОАО «Газпром нефть» - как очередные нарушения статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции». В настоящий момент уже приняты решения о признании ОАО «НК Роснефть», ОАО «ТНК-ВР Холдинг» и ОАО «Газпром нефть» нарушившими антимонопольное законодательство в первую половину 2009 года, компании будут привлечены к административной ответственности с учетом повторного совершения нарушения законодательства.
Вопрос: Какие рыночные факторы оказывают влияние на стоимость топлива?
При оценке обоснованности уровня цен на автомобильное топливо необходимо также обратить внимание на следующие объективные обстоятельства:
При сопоставлении динамики цен на нефтепродукты с уровнем падения мировых цен на нефть нельзя не учитывать изменения курса российской валюты и установленную величину вывозной пошлины, поскольку цена нефти на внутреннем рынке формируется на основе мировых цен.
Существенное влияние на ценообразование оказывают также европейские цены на нефтепродукты – производители могут выбирать между поставкой на внутренний рынок и экспортом, и в случае превышения потенциальной доходности экспорта, предложение нефтепродуктов на внутреннем рынке уменьшается, что приводит к росту цен.
Вопрос: Какие полномочия есть у ФАС России для пресечения нарушений на рынке топлива?
ФАС России и ее территориальные органы проводят постоянный мониторинг состояния оптовых и розничных рынков нефтепродуктов и уровня цен в регионах.
ФАС России, действуя на основе Федерального закона «О защите конкуренции», пресекает злоупотребления со стороны монополистов (хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара). Нарушения в первую очередь выражаются в установлении монопольно высоких цен на нефтепродукты в оптовом и розничном звене. В указанных случаях ФАС России вынужденно вмешивается в процессы ценообразования на монополизированных оптовых и розничных рынках нефтепродуктов.
В соответствии со своими полномочиями, на основании норм Федерального Закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», при выявлении факта ценового сговора, установления монопольно высоких цен или иных злоупотреблений доминирующим положением и наличии надлежащих доказательств, Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные управления выносят предписания об устранении нарушений и совершении действий, направленных на развитие конкуренции и налагают на нарушителей административные штрафы, размер которых рассчитывается в процентах от годового оборота компании.
Вопрос: Что уже сделано для борьбы с монополистами?
Всего 2008-2009 году ФАС России и ее территориальные органы уже рассмотрели порядка 200 дел в отношении нефтяных компаний, как в опте, так и рознице. По 113 делам приняты решения о признании факта нарушения, наложены штрафы на общую сумму более 6 млрд. рублей. Большая часть из них приходится на крупнейшие нефтяные компании:
ОАО «ТНК-ВР Холдинг» - 1 112 448 795,36 рублей,
ОАО «Газпром нефть» - 1 356 560 819,53 рублей,
ОАО «ЛУКОЙЛ» - 1 443 072 960,13 рублей,
ОАО «НК «Роснефть» - 1 508 688 396,37 рублей
По делам в регионах совокупный размер штрафов приближается к 1,5 млрд. рублей.
Кроме того, законность и обоснованность решений антимонопольных органов во многих случаях подтверждаются судами, порядка 10 решений уже прошли три судебные инстанции, десятки других – арбитражными и апелляционными судами.
Вопрос: Где можно получить информацию о ситуации на рынке бензина в моем регионе?
Учитывая, что тенденции по изменению цен на топливо в регионах России носят схожий характер, ФАС России размещает на своем сайте материалы о ситуации на рынках нефтепродуктов, возбужденных делах и принятых решениях, а также на сайтах соответствующих территориальных управлений (адреса и контакты можно найти на fas.gov.ru, раздел «О ФАС России», далее «Территориальные органы ФАС России»).
Пресс-служба ФАС России
Информация
о ситуации на розничном рынке реализации бензина автомобильного и дизельного топлива
на территории Липецкой области по состоянию на 01.08.09г.
В июне – июле 2009г. произошло многократное повышение оптовых (входных) цен на нефтепродукты по которым продукция реализуется с нефтеперерабатывающих заводов.
Изменения оптовых цен по региону приведены в таблице:
Марка топлива
|
На 01.06.09г., руб./тн
|
На 01.08.09г., руб./тн
|
+, -
|
%
|
Д/т (л)
|
14538
|
14575
|
+37
|
100,3
|
А – 76
|
18050
|
22967
|
+4917
|
127,2
|
АИ – 92
|
20975
|
25400
|
+4425
|
121,1
|
АИ – 95
|
22800
|
25767
|
+2967
|
113,0
|
АИ - 98
|
23950
|
26950
|
+3000
|
112,5
|
Такая ситуация отразилась и на региональном розничном рынке реализации нефтепродуктов.
Изменения розничных цен по региону приведены в таблице:
Марка топлива
|
На 01.06.09г., руб./л
|
На 01.08.09г., руб./л
|
+, -
|
%
|
Д/т (л)
|
15,25
|
15,70
|
+0,45
|
103,0
|
А – 76
|
15,50
|
17,47
|
+1,97
|
112,7
|
АИ – 92
|
17,65
|
20,30
|
+2,65
|
115,0
|
АИ – 95
|
19,60
|
21,68
|
+2,08
|
110,6
|
АИ - 98
|
24,50
|
24,50
|
-
|
100,0
|
С целью осуществления контролирующей функции за поведением на розничном рынке реализации нефтепродуктов ЗАО «Липецкнефтепродукт», включенного в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов, для предупреждения и пресечения злоупотребления доминирующим положением, а также выявления фактов ценовых сговоров и иных фактов нарушения действующего законодательства, Липецким УФАС России постоянно проводится анализ оптовых и розничных цен по каждому из хозяйствующих субъектов, работающих на региональном розничном рынке реализации нефтепродуктов.
Контроль управления за поведением операторов (компаний) розничного рынка и анализ цен позволяют своевременно реагировать на изменение ценовой политики участников рынка и проводить оценку их деятельности на соответствие антимонопольному законодательству.
Поделиться в: