Как липецкие антимонопольщики рыночную конкуренцию защищают

Итоги работы управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области в первом полугодии 2020 года подвела 3 сентября на встрече с журналистами руководитель ведомства Ирина Поткина. Тем для разговора на сей раз набралось особенно много. Сразу по нескольким причинам. Первый и особенно второй кварталы получились для липецких антимонопольщиков едва ли не самыми «боевыми» в новейшей истории.

На фоне бушевавшей по всему миру пандемии коронавируса и действовавшего в регионе режима самоизоляции именно на их плечи во многом лег контроль за ценообразованием и реализация права «давать по рукам» отдельным личностям и целым коммерческим структурам, которые захотели нагреть руки на сложившейся экстремальной ситуации. Кроме того, руководитель ФАС Игорь Артемьев в конце августа представил правительству доклад о состоянии конкуренции в стране за 2019 год. А сам кабинет министров, в свою очередь, анонсировал недавно проект указа об утверждении национального плана развития конкуренции на 2021-2025 годы. Документ уже в этом году должен быть представлен Президенту России.

Именно федеральные тенденции, которые неумолимо находят свое отражение и в нашей области, стали первой темой сегодняшнего брифинга. По словам Ирины Поткиной, одним из главных направлений работы ФАС в последнее время стал контроль цен на жизненно важные лекарственные препараты. В целом по стране их стоимость за счет своевременной активации рыночных механизмов удалось снизить на 40 процентов (по Липецкой области данные в стадии уточнения). Другим заметным событием последнего времени стала отмена на всей территории страны внутрисетевого роуминга, ставшая реальностью 1 июня 2019 года. Благодаря этому тарифы сотовых операторов снизились в целом в 10 раз, что уже позволило потребителям их услуг сэкономить порядка 6 миллиардов рублей.

В России буквально на наших глазах происходят и другие примечательные нововведения. Речь, в частности, о запрете создавать МУП на конкурентных рынках. Соответствующий федеральный закон вступил в силу 8 января 2020 года. Муниципальные унитарные предприятия, созданные до этой даты, подлежат перерегистрации. Например, в акционерные общества, пусть и их акции вплоть до 100-процентной доли по-прежнему будут принадлежать муниципалитетам. В Липецкой области этот процесс затронет 40 организаций.

- Такое преобразование вызвано спецификой деятельности МУП,– сказала Ирина Поткина. – Она не позволяет увидеть прозрачность их расходов, а также эффективность использования переданного им имущества и субсидий, выделяемых им ежегодно из бюджета для покрытия убытков.

Собственно, на примере хотя бы Липецка мы уже не раз наблюдали, как муниципальные унитарные предприятия превращаются по сути в «черные дыры», засасывающие казенные деньги. Вопрос же эффективности в таких случаях остается где-то на задворках. При этом процесс перерегистрации уже идет. В пример Ирина Поткина привела ОАО «Липецкавтодор», показывающее весьма приличные результаты.

Говоря о ситуации в сфере защиты конкуренции в целом, Ирина Поткина напомнила, что правительство России установило 41 сферу, где здоровое соперничество между хозяйствующими субъектами должно зацвести особенно буйным цветом. В Липецкой области таких пока будет 33. В их числе рынок сбыта сельхозпродукции. Приоритетная задача – создать для всех «игроков» (от мелких кооперативов до гигантов ритейла) максимально равные возможности достучаться до потребителей. Но такие идеи равенства по душе, конечно, не всем. Очевидно, что заинтересованы в этом, прежде всего, малые предприятия. В то время как крупные компании уже и так совершают на рынке экспансию в духе великих завоевателей эпохи Средневековья.

Например, липецкие антимонопольщики установили, что в 7 муниципальных районах (Волховском, Измалковском, Хлевенском и других) доля ритейлера Х5 превысила 25 процентов, что создает угрозу доминирующего положения. Поэтому открывать новые торговые площади они уже не могут. В свою очередь поддержка альтернативных форм торговли продовольствием будет осуществляться за счет развития ярмарочного движения и улучшения условия для владельцев нестационарных торговых объектов (иными словами, киосков). В УФАС намерены предложить липецкой мэрии сделать схемы размещения таких объектов в черте города бессрочной мерой и установить для предпринимателей понятные и прогнозируемые правила игры, в незыблемости которых они могут быть уверены хотя бы в течение двух лет.

Говоря о текущей деятельности ведомства в регионе, Ирина Поткина заострила внимание на обеспечении прозрачности и конкурентности в сфере госзакупок. А работы тут еще невпроворот. Если за весь 2019 год от участников торгов в УФАС поступило чуть более 500 жалоб на конкурсные процедуры, то за 8 месяцев 2020-го набралось уже 465. Хотя качество жалоб ухудшилось. Если в прошлом году обоснованными признали почти половину, то сейчас таких набирается максимум 30 процентов.

В ряде случаев антимонопольщикам приходится отстаивать соблюдение нормальных конкурсных процедур в судах. Так, недавно УФАС выступило с иском против Борисовского сельсовета Добровского района, где одному хозяйствующего субъекту без проведения торгов выделили в пользование земельный участок площадью  850 гектаров. Всего же за счет своевременного включения неправедно исключенных участников торгов обратно в конкурсные процедуры в 2020 году для бюджета удалось сэкономить 95 миллионов рублей.

Но медаль имеет и обратную сторону. Все чаще заказчики конкурсных процедур настаивают на включении своих контрагентов в реестр недобросовестных поставщиков, в котором на 1 августа 2020 года значатся уже 197 организаций. Причины всегда одни и те же. Фирма выигрывает тендер, а потом либо исполняет взятые на себя обязательства плохо, либо срывает сроки, либо ничего не исполняет вовсе. Иногда, впрочем, имеют место быть и смягчающие обстоятельства, при которых меч повинную голову не сечет. Весной 2020 года с этим столкнулись компании, занимавшиеся, например, поставками импортных лекарств, но не имевшие возможности получить заказанные партии медикаментов из-за рубежа в связи с закрытием границ на время пандемии.

Не утихает в регионе и борьба с картельными сговорами. Всего с 2017 года, по словам Ирины Поткиной, в регионе выявлено 8 картелей. В двух случаях уже возбуждены дела с привлечением правоохранительных органов. Одной из самых нашумевших историй стала ситуация с организацией школьного питания, возникшая в январе 2020 года. УФАС и УМВД тогда выявили признаки картельного сговора в деятельности «ГК Фьюжен Менеджмент» и ООО «Столичная кулинарная компания». Сумма контрактов, заключенных с признаками такого сговора, оценивалась в 20,6 миллиона рублей.

Наконец, еще одно важное направление в работе антимонопольного ведомства – сфера ЖКХ. Только с начала 2020 года в УФАС поступило 75 жалоб на действия РСО и сетевых компаний от граждан и еще 40 от малого и среднего бизнеса. Например, дважды пришлось разбираться с «Квадрой» по факту высоких начислений за отопление. В одном случае установлено, что поставщик тепла не при чем и ситуация возникла из-за головотяпства управляющей компании при содержании общедомового прибора учета тепла. А вот в другом «Квадре» пришлось отказаться от расчета платы по нормативу и принимать показания ОДПУ, поскольку его неисправность на тот момент не была подтверждена документально.

Также УФАС после обращения возмущенного гражданина возбудило административное дело в отношении «МРСК Центра» - «Липецкэнерго» за нарушение правил технологического присоединения к электрическим сетям и наложило на энергетиков штраф в сумме 101 тысячи рублей. Позицию ведомства поддержал недавно девятнадцатый арбитражный апелляционный суд. Сама позиция, по словам Ирины Поткиной, заключается в том, что сетевые организации должны самостоятельно урегулировать отношения с третьими лицами, препятствующими подключению абонентов к коммуникациям, а не перекладывать эту функцию на граждан.

В завершении разговора речь зашла о контроле за ценнообразованием в период первой волны коронавируса. Ирина Поткина рассказала, что за счет предупредительных мер роста цен на продукты питания, медикаменты и другие важные товары в Липецкой области удалось избежать. Отдельные эксцессы вроде корней имбиря, стоивших одно время дороже барреля нефти, объяснялись не какими-то монополистическими происками (которые, собственно, в случае с имбирем и заподозрить было сложно), а возникшим в определенный момент дефицитом, помноженным на искусственно созданный потребительский ажиотаж. Что касается весеннего удорожания масок в аптеках, то здесь повинны не столько сами аптеки, сколько поставляющие их оптовики и производители, видимо, решившие воспользоваться удачно складывавшейся конъюнктурой.

А вот планировать тактику действий УФАС на время возможной второй волны, по словам руководителя ведомства, пока преждевременно. Как и говорить о самой второй волне.

Подробнее: https://lipetskmedia.ru/m/news/view/136111-Kak_lipyetskiye.html