Консультирует УФАС
В 2010 году исполняется 20 лет Федеральной антимонопольной службе России и УФАС по Липецкой области. Это годы огромной работы и огромного труда, за которыми - все пути развития и становления новых экономических отношений в стране и регионе. В разное время менялась структура, названия и полномочия антимонопольного органа, но задачи оставались прежними — защита конкуренции, пресечение проявлений монополизма во всех его видах, создание условий для свободы торговли, повышение прозрачности российской экономики.
Липецкое УФАС достаточно серьезно активизировало свою деятельность и в направлении информированности граждан и юридических лиц о своей деятельности, за счет чего значительно увеличилось количество поступивших в Управление обращений граждан и юридических лиц. В своей работе специалисты Управления взаимодействуют с федеральными и региональными органами власти, органами местного самоуправления, некоммерческими организациями, поэтому вплотную затрагиваются интересы всего населения. А значит нам с Вами, уважаемые читатели, будет интересно получить ответы по многим законодательным вопросам, консультации по спорным ситуациям, связанными с вашим бизнесом или вашими правами, как потенциальных потребителей, задать вопросы специалистам.
И первый гость новой рубрики - руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области Александр Алексеевич Сешенов.
- Александр Алексеевич, что входит в понятие «Недобросовестная конкуренция»? Если можно, приведите примеры.
• Начну все-таки с юбилейной даты, с 20-летия антимонопольной службы. Несмотря на такую серьезную дату, антимонопольное регулирование экономики России - это совершенно новый и молодой вид деятельности в нашей стране. Государство, которое много лет назад заявило миру о переходе к рыночной экономике, сделало в этом направлении реальные шаги, должно было принимать и соответствующие законы, защищающие зарождающие экономические отношения, а также создавать органы, обеспечивающие их исполнение. Было непросто, было трудно, но, все же, прошедшие годы работы в новых условиях показали, что рыночные механизмы эффективно заработали во многих сферах экономики, и значительный вклад в достижение успехов, я уверен, принадлежит территориальным антимонопольным органам.
Что касается вопроса, то в настоящее время он весьма актуален.
Что входит в понятие «недобросовестная конкуренция»?
Согласно статье 4 Закона N 135-ФЗ от 26 июля 2006 года «О защите конкуренции» под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам, либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Согласно законодательству можно выделить признаки, одновременное наличие которых позволит считать действия юридического лица недобросовестной конкуренцией:
1) юридическое лицо и другие хозяйствующие субъекты являются конкурентами, т.е. активно присутствуют в одном сегменте товарного рынка. Другими словами, в отношении металлургического комбината не будут конкурентами организации (индивидуальные предприниматели) ведущие бизнес, например, в сфере гостиничных или рекламных услуг;
2) действия юридического лица причинили или могли причинить убытки конкурентам либо нанесли или могли нанести вред их деловой репутации. Закон N 135-ФЗ не содержит указание на обязательное присутствие в действиях юридического лица умысла каким-либо образом негативно воздействовать на производственно-хозяйственную деятельность конкурентов. При этом Закон N 135-ФЗ не освобождает от ответственности юридическое лицо, если его действия могли нанести тот или иной ущерб конкурентам, но по причинам, абсолютно от него не зависящим, не сказались отрицательно на состоянии дел конкурирующих организаций;
3) своими действиями юридическое лицо в обязательном порядке нарушило соответствующие нормы российского законодательства, сложившиеся обычаи делового оборота, требования добропорядочности, разумности и справедливости;
4) конечным итогом действий юридического лица должно являться получение преимущества, занятие более выгодного, доминирующего положения на соответствующем товарном рынке по отношению к конкурентам. Иначе говоря, юридическое лицо стремится к освоению части рынка товаров, работ, услуг, занятой его конкурентом (конкурентами) с одновременным вытеснением конкурирующих хозяйственных субъектов из общей сферы деятельности либо к созданию условий, ограничивающих или устраняющих возможность доступа на соответствующий товарный рынок других участников;
Под недобросовестной конкуренцией согласно статье 14 Закона N 135-ФЗ в том числе понимается:
1) распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
2) некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;
3) введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей и т.п.
Так, в пример можно привести нарушение предпринимателем ст. 14 ФЗ «О защите конкуренции» в виде установки рекламной конструкции без необходимых разрешительных документов. Не неся никаких затрат он получил преимущество в осуществлении своей предпринимательской деятельности по отношению к другим хозяйствующим субъектам.
—В TEMУ-
ФАС России правомерно оштрафовала ЗАО «БрендТи» за недобросовестную конкуренцию на рынке чая
26 мая 2010 года Арбитражный суд г. Москвы отказал ЗАО «БрендТи» в удовлетворении заявленных требований об отмене постановлений Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) о наложении на Общество административных штрафов на общую сумму в 500 тысяч рублей за недобросовестную конкуренцию.
Ранее, 4 июня 2009 года, Комиссия ФАС России квалифицировала действия ЗАО «БрендТи», связанные с введением в заблуждение в отношении производителя цейлонского чая «Dolche Vita» в оригинальной упаковке (копирование дизайна упаковки), актом недобросовестной конкуренции в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции».
Одновременно действия ЗАО «БрендТи», связанные с приобретением и использованием исключительного права на словесный товарный знак по международной регистрации №768181В в части 29 Класса МКТУ (чай), Комиссия ФАС России признала актом недобросовестной конкуренции согласно части 2 статьи 14 закона о защите конкуренции.
10 августа 2009 года по факту двух нарушений ФАС России оштрафовала ЗАО «БрендТи» на общую сумму в 500 тысяч рублей, размер штрафа за каждое правонарушение составил 250 тысяч рублей соответственно.
Общество не согласилось с постановлениями ФАС России о наложении штрафов и обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании их незаконными.
Арбитражный суд г. Москвы 26 мая 2010 года отказал ЗАО «БрендТи» в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, признав, таким образом, законность и обоснованность постановлений ФАС России.
Ранее законность и обоснованность решения Комиссии ФАС России о признании действий ЗАО : «БрендТи» актом недобросовестной конкуренции подтвердили Арбитражный суд г. Москвы и Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд.