Особые полномочия Липецкого УФАС

02.08.2010 "ЛГ:итоги недели". Александра Галинская // Экономика

Фото Ольги Беляковой

Для большинства граждан, ум которых не отягощён глубокими экономическими познаниями, рынок непредсказуем. На ровном месте, без видимых причин может возникнуть ажиотаж вокруг одного какого-то товара или резко повыситься цена на другой. Народ начинает волноваться и возмущаться: «Куда смотрит власть?».

А власть, между тем, давно научилась накидывать узду на рыночных «скакунов», заставлять их работать на развитие экономики и в интересах граждан. Даже службу специальную создала, аббревиатурное название которой звучит, как удар бича, – ФАС.

Наводит ли страх федеральная антимонопольная служба на участников рынка? В сегодняшнем интервью это первый вопрос главному антимонопольщику Липецкой области Александру Алексеевичу Сешенову.

– Наводить страх или пугать кого-то – не эффективный метод работы. Стратегическая цель нашей деятельности – создание единого экономического пространства Российской Федерации. Чтобы у каждого хозяйствующего субъекта был свободный доступ на рынок как Липецкой области, так и других регионов. У всех должны быть равные условия.

– Но это невозможно. Какое равенство может быть между, например, Компанией Юнимилк и Краснинским молзаводом?

– Когда-то об этом действительно речь не шла. Приходилось применять жёсткие меры к монополистам. Да и служба наша начиналась с создания государственного комитета по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур в 1990 году.

– Этот год юбилейный для вас?

– Да, антимонопольным органам России уже двадцать лет. По этому поводу в Суздале состоялось расширенное заседание коллегии ФАС. В нём участвовали главы и представители российских и зарубежных конкурентных ведомств, международных организаций и интеграционных группировок, стран СНГ, а также представители право-охранительных, судебных органов, деловых, научных и общественных кругов. Разговор получился серьёзный, значимый. Был проведён обстоятельный анализ деятельности федеральной антимонопольной службы. И совсем не зря она получила высокую оценку со стороны первого вице-премьера Игоря Ивановича Шувалова.

– А какой вклад в копилку весомых результатов внесли липецкие антимонопольщики?

– Наш коллектив отмечен благодарственным письмом за эффективную деятельность по проведению государственной политики в сфере развития, укрепления и защиты конкуренции в регионе.

Собственно в этой многолетней работе и кроется ответ на ваш вопрос о сегодняшней ситуации на молочном рынке региона. Порядка на нём мы добивались долго, но целенаправленно. Ведь антимонопольные органы и существуют для того, чтобы предприятия честно конкурировали между собой, чтобы не устанавливали неоправданно высокие (или, наоборот, низкие) цены на свою продукцию или услуги, чтобы «акулы» бизнеса не могли за здорово живёшь проглатывать «мелочь».

– Вряд ли монополисты добровольно пошли на такие условия…

– Знаете, встречаются люди, которые, почувствовав власть, начинают путать её со вседозволенностью. Так и крупные компании, захватив большой сегмент рынка, в погоне за прибылью уже не видят вокруг ничего. Юнимилк в какой-то момент начал злоупотреблять своим положением, завышая цены на продукцию. А продукция-то социально значимая. Конечно, мы вмешались. Обратились в суды. Кстати, решения первой инстанции были не в нашу пользу (а значит, и не в пользу рядовых граждан). Но мы достойно прошли весь путь по защите липчан. Апелляции, кассации, арбитражные суды, включая высший… Весь этот процесс очень сложен. Доказательная база включает в себя огромное количество документов. Девять тысяч их наименований мы запросили с Юнимилк. Все тщательно проанализировали, надлежащим образом оформили и доказывали свою правоту. Так что мы на молочном рынке, если перефразировать известное выражение, «корову съели».

– И как сегодня можно оценить ситуацию на молочном рынке?

– Как стабильную. Это не значит, что нет колебания цен. Они должны быть, исходя из законов экономики. Не секрет, что закупочная цена зависит от времени года. Летом молока много, а осенью и зимой его меньше. Когда-то количество сырья не отражалось на кошельке покупателей, ценник не переписывался. Но в рыночных условиях это невозможно да и не разумно.

– Это что касается цен. А как быть тем, кто предпочитает покупать продукцию не Липецкого молочного комплекса, а, например, предприятий из Лебедяни, Чаплыгина, того же Красного?

– Во-первых, наверное, уже многие заметили, что для этих и других товаропроизводителей доля рынка увеличилась. Во-вторых, у Компании Юнимилк есть свой круг покупателей. А в-третьих, вы же не предлагаете нашей службе поступать по принципу «держать и не пущать»? Монополист на рынке не может считаться «злодеем» только потому, что он монополист. Он просто должен вести себя цивилизованно. И в этом случае я за него.

– Неожиданный поворот.

– Ничего неожиданного. Монополист – это солидная компания, в которой работают сотни людей. Они получают гарантированную заработную плату. Кроме того, крупное предприятие может вкладывать больше средств в модернизацию, внедрять новые технологии, проводить научные исследования. А это уже вклад в развитие всей российской экономики. Да, занимая солидный сегмент на рынке, монополист (на зависть окружающих) получает высокую прибыль. Но и сумма перечисляемых в казну налогов у него гораздо большая, чем у мелкого предприятия. Значит, государство, региональная власть смогут решить больше социальных вопросов.

– Нет ли опасности переусердствовать в такой оценке? Ведь есть хозяева крупных предприятий, которые на замечания власти тем и отмахивались: «Я плачу налоги и что хочу, то и делаю».

– От нашей службы не отмахнёшься. Она имеет особый статус, подчиняется напрямую правительству. В Российской Федерации нет ни одной структуры с такими полномочиями, как у нас. Мы сами дела возбуждаем, сами проводим расследования, сами принимаем решения…

– …сами накладываете штрафы?

– У нас и штрафы особые. Сначала антимонопольная служба имела право лишь применять штраф за несвоевременное исполнение предписаний по злоупотреблениям. Складывалась весьма нелепая ситуация – один и тот же предприниматель неоднократно нарушал закон с несколькими контрагентами. Мы выдавали предписание в отношении одной фирмы, предприниматель его исполнял, но тут же совершал нарушения в отношении другой фирмы. Получалось, что антимонопольный орган находился в роли кошки, которая бегает за своим хвостом. Вроде бы предписание выполнено, нарушение устранено, но никаких материальных санкций за сам факт нарушения не было.

Всё изменилось в 2006 году, когда вступил в действие новый Закон «О защите конкуренции». Серьёзным нарушениям стали соответствовать и серьёзные санкции. Например, компания, у которой доля товара на рынке составляет свыше тридцати пяти процентов, навязывает контрагентам невыгодные условия, которые те просто не могут выдержать. Или предприниматель, благодаря своим незаконным действиям, получает преимущество и причиняет вред конкурентам.

Законодатель дал нам право накладывать на таких и других недобросовестных игроков рынка штрафы, которые зависят от годового оборота нарушителя. Сумма составляет от одного до пятнадцати процентов выручки.

– В отношении кого применялись оборотные штрафы?

– Ограничусь одним примером. Липецкая энергосбытовая компания совершила действия, в результате которых предприятие такого же профиля из особой экономической зоны не смогло выйти на оптовый рынок электроэнергии. Мы, мол, тут одни и никого не пустим. Это серьёзное нарушение закона о конкуренции. Поэтому с нашей стороны незамедлительно последовали санкции – оборотный штраф до тридцати миллионов рублей. Энергетики обращались во многие арбитражные суды, вплоть до высшего. Но наша правота подтвердилась. Иначе и быть не может. Ведь мы действуем в рамках федерального закона и в интересах жителей области.

– Поможет ли лучше защищать эти интересы региональная программа развития конкуренции?

– Безусловно. Кстати, программа Липецкой области развития конкуренции Министерством экономического развития признана одной из самых удачных. Она работоспособная, я бы так сказал. В её разработке наши сотрудники принимали самое активное участие. Считали рынки, изучали их сегменты, анализировали. Помогло и то, что в течение нескольких лет наша служба проводила мониторинг рынков социально значимых товаров. Мы и сейчас продолжаем заниматься этой нужной и полезной работой.

– Какие рынки на сегодняшний день самые сложные?

– Те, где ещё не установились чёткие правила игры. Когда-то лихорадило алкогольный рынок, но теперь там всё стабилизировалось. У нас ведь есть федеральные структуры, которые занимаются регулированием данного сектора экономики. А наш мониторинг в числе других мер позволил навести порядок на рынках хлеба, сахара, других продуктов и услуг.

Сейчас нас, пожалуй, больше всего волнует рынок нефтепродуктов. В регионе присутствуют вертикально интегрированные компании. В своё время они как бы разделили всю Российскую Федерацию по территориальному признаку. Наша служба активно содействовала тому, чтобы в регион вошли «ТНК» и «Лукойл». Работает у нас и независимый оператор – «Липецкая топливная компания» (бывшее «Развитие»). Есть конкуренция, рынок открыт. Но при этом возник целый комплекс проблем. Например, получение земли. Кстати, при распределении земельных участков тоже встречается масса нарушений. Поэтому возбуждаем дела, привлекаем к ответственности. Но какой-то относительный порядок уже появляется.

– А как насчёт порядка в другой сфере деятельности антимонопольной службы – рекламной?

– Наверное, многие со мной согласятся: в последнее время у нас нет вызывающей, оскорбляющей рекламы. Добиться этого тоже было нелегко. Проведена большая, кропотливая работа. Да она и сейчас ведётся. Семинары, встречи с бизнесом, рекламными агентствами, рекламодателями, властными структурами. Всё это повторяется из года в год. На рынок ведь приходят новые люди, не всегда хорошо осведомлённые в вопросах рекламы. Вот недавно одно из небольших предприятий прорекламировало себя – нарисовали пирата, пьющего пиво. Для нас это какой-то нелепый, курьёзный случай. Ведь давным-давно все знают: закон запрещает в этом случае использовать образ человека. И вот, пожалуйста, нашлись такие весёлые креативщики.

– Наверное, такую беспечность нельзя встретить среди людей, которые участвуют в государственных закупках? Там чиновники, люди серьёзные.

– Я хорошо помню, как начинались конкурсные отношения по закупкам. С трудом, очень сложно. Нам говорили, что это невозможно, что всё остановится. А сегодня мы прекрасно видим, какая экономия идёт в этой сфере. Действительно, можно получить тот же товар за меньшие деньги. Самое главное, что все видят прозрачность этого процесса, что тоже немаловажно.

– Но ведь за меньшие деньги можно получить и низкое качество товара или услуги?

– Конечно, решённых вопросов в этой сфере меньше, чем нерешённых. Здесь всё зависит от того, что мы хотим купить, какие поставлены задачи. Нужен станок последнего года выпуска, претендующий на глубокую модернизацию? Так и нужно чётко прописать это, а иначе вам могут подсунуть устаревшую модель, к тому же бывшую в употреблении.

Был у нас случай, когда за те же деньги предложили программный продукт более высокого качества, а заказчик настаивал на менее «продвинутом». Когда у него спросили, почему так упирается, не смог пояснить.

– Или не захотел?

– Да нет, не в этом дело. Мы, кстати, никогда не кидаемся сразу уличать человека в корысти, в преследовании каких-то своих интересов. Просто ещё немало людей в тех же властных структурах, которые избегают чего-то нового, неизведанного. Привык человек работать на компьютере с одной клавиатурой. Когда появляется ноутбук без мышки, для него это уже дискомфорт.

– Ну, наверное, в бизнесе таких людей нет. С таким подходом на рынке не выжить.

– Увы, такие люди есть везде. Предприниматель без креатива, без стремления к новому обращается к старым, древним приёмам: обман, подножка партнёру, нарушение закона.

– В пору кричать «атас» при виде такого человека на рынке, вернее, его неправомерных действий.

– И кричат, подают нам сигналы об опасности. Потому что за двадцать лет существования нашей службы убедились в главном. ФАС – против грабительского монополизма, за здоровую конкуренцию на едином экономическом пространстве, за удовлетворение потребностей наших людей в качественных товарах и услугах.

– Спасибо за беседу, Александр Алексеевич.