Размещение рекламных конструкций на фасадах жилых домов

«Учитываются ли интересы всех собственников квартир при размещении рекламных конструкций на фасадах жилых домов?»

Никоненко С.В.

Отвечает специалист-эксперт отдела рекламы и недобросовестной конкуренции Липецкого УФАС России Кудинов Александр Владимирович

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.

Часть 5 ст. 19 Закона N 38-ФЗ предписывает, что установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.

Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами Закона N 38-ФЗ «О рекламе» и гражданского законодательства.

Вопросы по использованию фасадов и крыш жилого дома регулируются Жилищным кодексом РФ. В нем установлен определенный режим имущества дома и правила его использования. Так согласно ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме...В силу ч. 4 ст. 36 ЖК РФ по решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц.

Таким образом, на использование помещений (строений, оборудования), указанных в ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, в целях размещения рекламной конструкции необходимо не просто получить согласие собственников квартир в многоквартирном жилом доме, а заключить с ними (уполномоченным ими лицом) договор.

Такая четкая регламентация правил размещения рекламы на жилых домах позволяет владельцам квартир не только получать выгоду от установленных на их доме рекламных щитов и вывесок, но и устранить злоупотребления со стороны управляющих жилищных организаций и муниципальных органов в вопросах использования жилых домов для размещения рекламы.