О рекламе врачевания в печатных средствах массовой информации

"Запрещена ли реклама врачевания (знахарства, оккультно-мистические услуги) в печатных СМИ?"

Полозова Д.В.

Отвечает Елена Валерьевна Пятых, государственный инспектор отдела рекламы и недобросовестной конкуренции Липецкого УФАС России

Сейчас в России насчитывается около 800 тысяч целителей, занимающихся нетрадиционным лечением граждан без лицензии. А согласно закону право на занятие народной медициной дает диплом народного целителя, выдаваемый комиссией Росздравнадзора после специальной экспертизы. В настоящее время в России всего 130 таких документов. Приказом Минздрава России от 29 апреля 1998 N 142 "О Перечне видов медицинской деятельности, подлежащих лицензированию" утверждены следующие виды "народной (традиционной) медицины"- гомеопатия, мануальная терапия, гирудотерапия, медицинский массаж, рефлексотерапия; традиционная диагностика (разрешенные к применению в установленном законом порядке); традиционные системы оздоровления разрешенные к применению в установленном законом порядке). Лицензирующие органы имеют право выдавать лицензию на виды народной (традиционно) медицины в соответствии с вышеуказанным Перечнем. В настоящее время реклама в средствах массовой информации услуг целителей, колдунов, магов, экстрасенсов и им подобных, обещающих избавить от всех болезней, снять порчу, вернуть любимых и приворожить на всю жизнь, приобрела массовый характер. Лица, оказывающие подобные услуги, в результате своей деятельности часто наносят моральный и физический вред гражданам и экономический ущерб стране. Количество таких рекламных объявлений и судебная практика показывают, что данная проблема не урегулирована в действующем законодательстве. Обращение через федеральные СМИ к наиболее широкому кругу граждан России позволяет шарлатанам привлекать большое количество клиентов, не давая никаких гарантий, а зачастую и совершать мошеннические действия.

В федеральном законе «О рекламе» вопрос касающийся рекламы оккультно-мистических услуг должным образом не урегулирован. Данная реклама должна соответствовать общим требованиям рекламного законодательства, должна быть добросовестной и достоверной.

Однако уже на сегодняшний день Госдума в первом чтении приняла поправки к Федеральному закону от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", согласно которому реклама оккультно-мистических услуг (в том числе колдовства, шаманства, ворожбы, спиритизма, ясновидения, гадания, магии и других) и лиц, их предоставляющих, не допускается.