Если у тебя есть пивной фонтан, заткни его!

«Пить или не пить» – сегодня этот вопрос даже не обсуждается. Но как на практике реализовать антиалкогольные инициативы власти, чтобы они не превратились в провальную кампанию времён Горбачёва?

С 1 января начали действовать изменения в федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». А 22 января вступил в силу областной закон «О регулировании вопросов, связанных с оборотом алкогольной продукции на территории Липецкой области». Но при их реализации возникает множество подводных камней, которые и стали поводом для дискуссии в Липецкой торгово-промышленной палате. В ней участвовали руководители и специалисты областных управлений потребительского рынка и развития малого и среднего бизнеса, антимонопольной службы и Роспотребнадзора, а также предприниматели и представители общественных организаций и отраслевых ассоциаций. Широкий спектр участников разговора позволил высказать разные точки зрения об антиалкогольных законодательных новшествах.

Заместитель начальника управления потребительского рынка Ольга Сидорова рассказала о том, как теперь будет организована торговля алкоголем. Всем известно, что наши бизнесмены давно научились приспосабливаться к новым законам. Если правила игры ужесточаются, то появляются желающие их обойти. Теперь после девяти часов вечера торговать пивом могут только заведения общественного питания. А что же делать тем предпринимателям, которые в последние годы открыли пивные точки буквально на каждой улице? В Липецкой области до последнего времени насчитывалось 2200 нестационарных торговых объектов, только в Липецке их было 1400. В половине из них основным ассортиментом были пиво и сигареты. По данным Ольги Ивановны, около двухсот киосков областного центра убрали пивные бутылки с витрин, но продолжают торговать пенным напитком из-под полы. Другой хитрый ход предпринимателей, которые не хотят мириться с потерей прибыли, – замаскировать киоск под предприятие общественного питания и продолжать торговать пивом в ночное время. Казалось бы, всё просто: поставил столик рядом с киоском, написал на нём иностранное слово «Бистро», и пусть опять льётся пиво рекой – такие псевдозакусочные до сей поры не проверялись. Но Ольга Сидорова объяснила, что первая же проверка установит подлог. Мало назвать киоск кафе или баром. Дело в том, что, согласно закону, в таком стационарном объекте должны быть обособленные и оборудованные склады с определённой влажностью и вентиляцией для хранения спиртных напитков, к которым теперь относится и пиво. Кроме того, нужно, чтобы на предприятии общественного питания была соответствующая вывеска, обеденный зал и два туалета: один для посетителей, другой для сотрудников. Так что, можно перефразировать Козьму Пруткова: «Если на киоске прочтёшь надпись «Бар» – не верь глазам своим». А предпринимателям, которые не хотят выполнять все требования закона, можно напомнить другое несколько подправленное пожелание Козьмы: «Если у тебя есть пивной фонтан, заткни его, дай отдохнуть и фонтану».

Председатель правления некоммерческого партнёрства Фонд развития и поддержки предпринимательства Липецкой области «Дело» Андрей Плотников предложил обсудить механизм организации летних площадок, которые весной появляются в местах массового отдыха.


– Если от них отказаться, то люди меньше пить не станут, – считает Андрей Владимирович. – Просто, отправляясь на отдых, они вынуждены будут брать с собой баклажки с тёплым пенным напитком и оставлять опустошённую тару на пляже или в парке к примеру. Лучший выход для всех – обеспечить цивилизованное место, где любой человек может культурно выпить кружку холодного пивка.


Выступающего прервал представитель УВД, заявив, что распитие спиртных напитков в общественных местах запрещено, и нарушители будут наказаны. В то же время судьба летних кафе остаётся неясной. Порядок их деятельности определён правительством, но конкретные нормативные акты на региональном уровне не приняты. Появятся они только в марте, и тогда предприниматели смогут с ними ознакомиться.


– Как представитель предпринимательского сообщества я вроде бы должен рассуждать просто: чем меньше ограничений, тем лучше для бизнеса, – поддержал новый закон председатель Липецкого регионального отделения Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Максим Загорулько. – Но ведь у каждого из нас есть ещё и человеческая позиция. Так вот я считаю, что алкоголь не должен литься из каждого киоска без всякого ограничения. У нас в День города или в иной праздник неприятно даже проходить по площади Петра Великого. Да и в простой летний вечер я стараюсь с маленьким сыном обходить стороной фонтан на этой площади, потому что молодые люди, накачавшись пивом из соседних киосков, ведут себя неадекватно и угрожающе. С этим безобразием нужно покончить ради наших детей. С другой стороны, необходимы понятные правила игры, которые бизнес должен соблюдать. Взять те же летние кафе. Не секрет, что многие из них не имеют туалетов. И что же происходит? Где пьют пиво, там и справляют нужду. Задача бизнеса – создать цивилизованные условия для отдыха в своих заведениях. В то же время и правоохранительные органы обязаны следить за порядком в местах отдыха.


Председатель Ассоциации предприятий торговли и пищеперерабатывающих производств Владимир Подгорный не только высоко оценил новый закон, но и отметил последовательную деятельность управления потребительского рынка. Он передал сотрудникам управления в подарок репродукцию картины Эдуарда Мане «Пьющие пиво» с тонким намёком на то, как разумно нужно вести антиалкогольную кампанию.


– На этой картине изображены французы, которые в кафе пьют пиво, – пояснил свою позицию Владимир Михайлович. – С момента её написания прошло 135 лет, и Франция за эти годы не спилась. Потому что культура потребления спиртных напитков там всегда была на высоте. В федеральной концепции здорового образа жизни 21 пункт. И только один из них касается государственного регулирования алкогольного рынка. А остальные пункты посвящены здоровому образу жизни. И эти вопросы тоже должны быть на повестке дня. Но где соответствующая областная программа? Я, например, не вижу рекламы, которая пропагандирует здоровый образ жизни. Если государство выделяет средства на эти цели, должна быть отдача. Чего проще – помогите оплатить детям посещение бассейна, ведь не в каждой семье найдётся более тысячи рублей ежемесячно на абонемент для одного ребёнка.


Не всё так радужно и на алкогольном рынке? Розничные продажи за минувшие девять месяцев снизилась, и это хорошо. А вот оптовые – выросли. И это очень тревожный симптом. Значит, теневой рынок набирает силу, болезнь загоняем внутрь. Откройте Интернет, и вы увидите массу предложений доставить любой алкоголь в любое время дня и ночи. Какие там напитки предлагают, есть ли акцизные марки – нет ответа. И здесь возникают вопросы к правоохранительным органам. К сожалению, в Липецкой области уровень потребления алкоголя пока высокий. С этой бедой сражаются работники управления потребительского рынка. Их нужно поддержать всем миром.


Участники встречи обсудили пути взаимодействия с правоохранительными органами, Роспотребнадзором и антимонопольной службой, поставили ряд острых вопросов. В частности, кто и как будет создавать для молодёжи альтернативу пивному образу жизни.


– Нужно отметить, что вынесенные сегодня на обсуждение законы являются не запрещающими, а регулирующими, – сказал президент Липецкой ТПП Анатолий Гольцов. – Если обратиться к словарю Ожегова, то мы узнаем, что регулирование это создание условий. Речь идёт об условиях для занятий спортом и внедрения в наше сознание здорового образа жизни. В Липецкой области открываются плавательные бассейны, спортзалы, ледовые дворцы. Эта деятельность должна носить системный характер, чтобы бизнес мог заблаговременно ознакомиться с соответствующей программой и перестроиться на новые рельсы.