Об отчете работы Липецкого УФАС за период 2013 года

Категория отчета: Статистика и отчеты

Антимонопольный орган выполняет следующие основные функции:
обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами или организациями, осуществляющими эти функции, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;
выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению его нарушения и привлекает к ответственности виновных лиц, органы и организации за такие нарушения; предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами или организациями, осуществляющими данные функции указанных органов, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;
осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией в сфере использования земли, недр, водных и других природных ресурсов, в том числе при проведении торгов,  в случаях,  предусмотренных федеральными законами.

 

Эффективность работы Липецкого управления подтверждается стабильным ростом соответствующих показателей на протяжении ряда лет.

За отчетный период в управление поступило 595 заявлений и жалоб о нарушении действующего законодательства. Возбуждено  и рассмотрено 210 дел, установлено 299  нарушений  со стороны хозяйствующих субъектов, органов местного самоуправления, в том числе.

 

    В 2013 году  ажиотаж вокруг цен на куриные яйца наблюдался практически во всех регионах Центральной России. Липецкая область одна из первых, кто начал проводить проверки, мониторинг цен, анализ финансовых результатов деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих производство и реализацию яйца куриного.

Что касается ОСАГО, то началу расследования антимонопольного дела в отношении компании «Росгосстрах» послужили многочисленные жалобы от ее клиентов.  Жаловались на то, что работники компании при заключении договора ОСАГО, в принудительном порядке, навязывают им покупку дополнительных страховок, которые должны продаваться по желанию клиента. В случае отказа от этих страховок представители «Росгосстрах» не подписывали договор ОСАГО.

Официально у Липецкого филиала «Росгосстрах» доминирующее положение на рынке страхования Липецкой области, а потому Липецкое УФАС  направило предупреждение о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренные Федеральным законом «О защите конкуренции», выразившихся  в навязывании добровольного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств при заключении договора ОСАГО, а также отказ от заключения ОСАГО без одновременного заключения договора добровольного страхования (страхование жизни, от несчастных случаев) на территории Липецкой области.

Ответ «Росгосстрах» Липецкому управлению антимонопольной службы: «…признаем, что имеются отдельные случаи в работе агентов, сотрудников ООО «Росгосстрах», которые при продаже полисов ОСАГО пытаются злоупотреблять правом. С такими представителями ООО «Росгосстрах» ведется активная работа и благодаря заявлениям страхователей, таковые выявляются. В этой связи, в целях профилактики соблюдения требований антимонопольного законодательства считаем допустимым исполнить рекомендации антимонопольного органа. В этой связи в Дирекции Филиала в Липецкой области, с участием начальников страховых отделов, административно подчиненных Филиалу, состоялось совещание, на котором руководством филиала дополнительно указано на неукоснительное соблюдение сотрудниками ООО «Росгосстрах» норм действующего законодательства и требований Приказа № 186 от
15.01.2013 и письма от 12.12.2013 № 28988/38 при заключении договоров обязательного
страхования и добровольного страхования».

 

В настоящее время, контроль за всеми страховыми органами занимается межрегиональное управление Службы Банка России по финансовым рынкам в Центральном федеральном округе (г. Москва). При ущемлении прав юридических лиц, обращаться в Управление Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области, в случае с физическими лицами, обращение должно быть направленно в Управление Роспотребнадзора по Липецкой области .

 

            Всего находятся в РНП (кол-во)

 

2012

2013

     Всего

        92

       95

                 

В сфере госзаказа  обсуждались результаты исполнения №94-ФЗ «О размещении заказов на  поставки товаров, выполнение работ  оказания услуг для государственных и муниципальных нужд» и новый № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере  закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Сотрудники Липецкого УФАС изучали, высказывали мнения и пожелания, участвовали в совещаниях, семинарах,  проходили подготовку.

           Что касается контроля в сфере размещения заказов, то здесь действительно очень большое количество обращений, и каждый год оно возрастает. Если сравнивать 2013 года с прошлым годом, то количество поступивших жалоб увеличилось. 280 жалоб поступило в прошлом году, в этом– 340. Кроме рассмотрения жалоб Управление также проводит внеплановые проверки по информации о нарушениях, включает в реестр недобросовестных поставщиков тех участников, которые в установленные сроки не подписали контракт с заказчиком, и возбуждает административные дела за нарушение законодательства о размещении заказов. К административной ответственности привлечено 71 юридическое и 251 должностное лицо, общая сумма наложенных штрафов составила 26, 89 млн. руб.

 

№94-ФЗ

Поступило жалоб

Проведено внеплановых проверок

Выявлено нарушений по итогам рассмотрения жалоб, проверок

Выдано предписаний

 

2013

 

2012

2013

2012

2013

2012

2013

2012

 

 

340

280

81

84

240

117

117

117

 

 

В целях контроля размещения государственного и муниципального заказа и упреждения недобросовестной конкуренции, Липецким УФАС проведена 81 плановая проверка.

№94-ФЗ

Кол-во постановлений о применении мер адм. ответственности

Сумма штрафных санкций (тысяч рублей)

2013

2012

 

2013

2012

 

62

42

468,3

778 000

           

         Чрезвычайно щепетильные и одновременно четко прописанные законом условия  включения того или иного поставщика в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП) за год захватили 23 участника торгов.

№94-ФЗ

Обращения по включению в РНП

Включены в РНП (кол-во)

2013

2012

 

2013

2012

 

39

43

23

30

 

 

            Говоря о Федеральном законе № 223 в практике Федеральной антимонопольной службы, следует сказать, что  прошедший год, после вступления закона в силу (01.12.2012), был временем формирования практики его применения. В частности, определена процедура рассмотрения жалоб, и здесь пригодился опыт применения Федерального закона № 94-ФЗ. Тем более что принципиальных различий между документами нет, разве что сроки рассмотрения жалоб увеличены на два дня. В настоящее время возникает необходимость ужесточения санкций в отношении тех, кто нарушает закон.

         Среди мер, которые уже реализуются, можно назвать появление реестра недобросовестных поставщиков. Конкретные требования к закупочным процедурам Законом № 223-ФЗ не детализированы, документ устанавливает лишь общие принципы и основные положения. Но, несмотря на рамочный характер, закону все-таки удается достичь определенных целей.

В 2014 году государственным органам предстоит заняться его совершенствованием, придать ему большую четкость.

Если сравнить 2012 и 2013 года, то в первый год действия Федерального закона № 223-ФЗ в Липецкое УФАС России поступило всего 5 жалоб, в прошлом году количество жалоб увеличилось до 15.

В рамках контроля соблюдения №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности  в Российской Федерации»  проводились проверки хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров в торговые сети,  выявлено 11 нарушений, выразившихся в создании дискриминационных условий поставщикам товаров, выдано 10 предписаний.

 

 

            Касаемо «№ 147-ФЗ О естественных монополиях», за период 2013г проведено 46 проверок, из которых 11 выездных.

№147-ФЗ «О естественных монополиях»

Проведено проверок

Возбуждено дел

Выдано предписаний

2013

2012

 

2013

2012

2013

2012

 

46

51

43

31

27

20

 

 В отчетном году, руководствуясь № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Липецким УФАС было признано  наличие нарушение ч. 1 ст. 10 в действиях ОАО «ЛЭСК», выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением и ущемлении интересов других лиц путём направления в адрес филиала ОАО «МРСК Центра» - «Липецкэнерго» заявки о введении ограничения режима потребления электроэнергии в отношении ОАО «ЛМЗ «Свободный сокол», ограничение режима потребления которого может привести к нарушению прав и интересов третьих лиц, подключенных к сетям ОАО «ЛМЗ «Свободный сокол», и не имеющих задолженности по оплате электрической энергии. ОАО «ЛЭСК» предписано прекратить нарушение антимонопольного законодательства.

В отчетном году было возбуждено 5 антимонопольных дел о нарушении ОАО «МРСК Центра» в лице филиала ОАО «МРСК Центра» - «Липецкэнерго» ч. 1 ст. 10 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением и ущемлении интересов других лиц путем навязывания ООО «ГЭСК»  невыгодных условий договора оказания услуг по передаче электрической энергии.  Особая значимость данных дел состоит в том, что действия сетевой организации могли привести к нарушению прав и законных интересов потребителей, в отношениях с сетевой организацией и юридических лиц - потребителей электрической энергии.

 

            Учитывая важную функцию, которую выполняет на сегодняшний день реклама, очень важно осуществлять систематический контроль  за соблюдением действующего законодательства, что и входит в полномочия антимонопольной службы.

В прошлом году Липецкое УФАС пресекло 85 различных правонарушений Федерального закона «О рекламе», выдано 26 предписаний.  Так, были введены запреты на рекламу пива и алкогольной продукции в печатных и интернет - СМИ. Нововведения коснулись Закона о рекламе и в связи со вступившим в силу в сентябре 2012 года Законом о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, что повлекло за собой обязательную маркировку рекламы информационной продукции.

 

 

№38-ФЗ

2013

2012

 

Реклама

85

94

Административные дела

83

75

 


             В управление федеральной антимонопольной службы по Липецкой области поступают многочисленные заявления граждан о нежелательной рекламе в виде смс-сообщений, направленные на их телефонные номера без согласия абонента..
Хотелось разъяснить, что согласно федеральному закону "О рекламе" распространение рекламы посредством использования телефонной, подвижной радиотелефонной связи допускается только при условии предварительного согласия абонента на получение рекламы. Ответственность за нарушение названного требования закона возложена на рекламораспространителя.
Порядок подачи жалоб на незаконную смс-рекламу подробно разъяснен на официальном сайте ФАС России. Вместе с тем, Липецкое УФАС России рекомендует гражданам до обращения в антимонопольный орган направить письменный отказ от смс-рекламы своему оператору мобильной связи.  В отчетном году борьба с смс-рекламой Липецким УФАС проводилось заседание Комиссии отдела рекламы и недобросовестной конкуренции.  Повестка мероприятия: «Реклама посредством sms-рассылки без согласия абонента».

        Конечно же, уделялось внимание рекламе, связанной с  Олимпиадой   параолимпийскими играми 2014 года в Сочи. УФАС по Липецкой области рассматривало дела, связанные с неправомерным использованием олимпийской и паралимпийской символики. В Липецке таких случаев несколько, связанны они с  не предоставлением: правового основания использования в рекламе своих товаров символа Олимпийских игр и Паралимпийских игр (копию лицензионного, сублицензионного соглашения с автономной некоммерческой организацией «Оргкомитет «Сочи 2014»);   так же незаконное использование в рекламе своих услуг логотипа Олимпийских зимних игр «Сочи 2014» и олимпийской символики, в частности изображены талисманы зимних олимпийских игр «Сочи 2014», и создание ложного впечатления о причастности к проведению Олимпийских зимних игр 2014 года содержат признаки нарушения п. 4 ч. 1 ст. 14 ФЗ «О защите конкуренции».